Как я научился быть осторожным

Связной партизанских отрядов имени Суворова и Кутузова бригады имени Суворова Аркаша Булыга ничего и никогда не боялся...

Связной партизанских отрядов имени Суворова и Кутузова бригады имени Суворова Аркаша Булыга ничего и никогда не боялся. Ездил по Барановичскому району на возу, присматривался, запоминал, сообщал об увиденном партизанам. А еще перевозил в двойном дне своей телеги оружие, листовки и все то, что помогало народным мстителям в борьбе с оккупантами.


— После победы мне сказали: «Можешь смело на свой счет записать 8 вражеских эшелонов и станцию Барановичи–Центральные», — с гордостью говорит ветеран. — Ее тогда партизаны из строя на месяц вывели.


Аркадий Павлович Булыга и сейчас помнит себя 13–летним мальчишкой, который не задумывался о смертельной опасности, подстерегавшей его на каждом шагу:


— Разве ж такое забудешь? Я в страхе–то и не жил никогда. Такой вот беспечный был, сорвиголова. Осторожнее стал после одного случая. В Столовичах, в 10 километрах от Барановичей, в то время комендатура была, немцы с полицаями ее укрепили. Я в Столовичи молоко возил из нашей деревни, запомнил эти укрепления да партизанам все и рассказал. Разбили они комендатуру, и бой прошел практически без потерь: налетели ночью, всё знали, везде прошли. Но один полицай выдал меня. Сказал, что, кроме Булыги, некому сведения собрать и передать. Меня схватили и в Колдычево — концлагерь такой тут был — бросили. А вечером поставили нас у кирпичной стены да из пулемета поверху... Я уже и с жизнью распрощался, думал, до рассвета не дотяну.


А утром, чуть светать стало, вывел меня охранник лагеря — был там свой, подпольщик. Спросил только:


— Дорогу домой знаешь?


— Знаю, — говорю.


— Ну, беги!


Я и припустил. Не помню, как до дома добежал. Потом рассказывали мне, что пришли за мной утром — на пытку, значит, вести, а охранник и говорит:


— Прогнал я пацана, грязный он, сопливый, кашляет все время. Еще заразит тут всех...


Вот ведь человек жизнью рисковал, а мою — спас. Спасибо ему. Не знаю, жив ли, не знаю его имени.


С тех пор стал осторожнее. Обдумывал каждый шаг. Хотя партизанам еще больше стал помогать, чтобы врага, который меня чуть не погубил, скорее с родной земли выгнать.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter