Как выбраться из тупика

- Окладов теперь нет ни у меня, ни у моих специалистов, - что-то новенькое услышал я от директора унитарного сельскохозяйственного предприятия "Витуничи" Докшицкого района Валентина Михайловича Щербакова, которого знаю не первый год.
- Окладов теперь нет ни у меня, ни у моих специалистов, - что-то новенькое услышал я от директора унитарного сельскохозяйственного предприятия "Витуничи" Докшицкого района Валентина Михайловича Щербакова, которого знаю не первый год. - Теперь специалисты не сидят в кабинетах, не ждут дня зарплаты. Они в поле, на фермах, в мастерских... От результатов общего труда зависит их заработок.

- О заработках чуть позже поговорим, Валентин Михайлович. Давайте вначале о работе.

- И о работе позже, если не возражаете.

- Ради Бога. О чем же будем говорить сейчас?

- О реформировании. Раньше был совхоз, а теперь УСП. Но дело не в смене вывески. Не поверите, мы на 70 процентов сократили руководящий состав. Это при том, что Александр Лукашенко поставил задачу на 10 процентов сократить аппарат в низовых структурах власти. Ликвидировали должности главного агронома, главного зоотехника, главного инженера.

Теперь за состояние дел в отраслях отвечают начальники цехов: агрономии, зоотехнии, механизации.

- Как трудоустроили тех, кто попал под сокращение?

- Без работы люди не остались. Кто в сферу производства пошел, кто - в торговлю, а кто и на заслуженный отдых.

- Пришло время поговорить о работе...

- Дела пошли лучше. Раньше многие работники, грубо говоря, шатались-болтались - делали вид, что работают. Они ни за что не отвечали, ибо знали, что за свои 8 часов что-то получат. Теперь этого нет. Получишь ровно столько, сколько заработал, то есть все начисления идут от количества и качества произведенной продукции.

- Много получается?

- Люди, занятые в производстве, стали получать в 2 раза больше, чем до реформирования, в среднем на 42 процента увеличились заработки у специалистов.

- Это говорит о том, что люди стали лучше работать, больше давать продукции?

- Берем результаты прошлого года. Валовое производство зерна увеличили на 8 процентов, льноволокна - в 2,8 раза. Что любопытно, впервые всю льнотресту сдали государству средним номером 1,25. Заметно улучшилось положение дел в животноводстве. Создали полуторагодичный запас кормов, полностью обеспечили ими не только общественное стадо, но и личный скот жителей наших деревень. Это дало возможность только за один год увеличить валовое производство молока на 17 процентов.

- Рост продукции, видимо, потребовал вложения дополнительных средств?

- Наоборот, увеличив за год валовое производство продукции на 12 процентов, сэкономили 52 тонны дизельного топлива, 32 тонны печного, 29 тонн бензина, снизили расход электроэнергии на 21 процент. И как результат - до минимума сократили убытки. В этом году дела у нас идут еще лучше, рассчитываем увеличить валовой сбор продукции на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом.

- Неужели все идет так гладко, без сучка и задоринки? И вообще, Валентин Михайлович, как так случилось, что ваше хозяйство, много лет, я знаю, "лежавшее", теперь уже поднимается, а скоро встанет в полный рост?

- Нужно было искать какой-то выход из тупика, в котором мы оказались. А выход, по моему мнению, всегда должны подсказывать ученые. Вот мы и обратились в БелНИИ аграрной экономики. На нашу просьбу любезно откликнулся доктор экономических наук профессор Борис Миронович Шапиро. Ученые приехали в совхоз, изучили ситуацию и предложили нам свой вариант реформирования. Как видите, дела пошли неплохо. Пока рано говорить о рентабельности (у нас немало должников, да и мы кое-кому должны), но уже не топчемся на месте, а идем. С каждым шагом набираем скорость. Кстати, нынешняя уборка хлебов прошла намного лучше, чем в прежние годы.

- Последуют ли примеру "Витуничей" другие "лежачие" колхозы Докшицкого района? - поинтересовался я у начальника управления сельского хозяйства райисполкома Виктора Ильича Апанасевича.

- К "Витуничам" уже присматриваются колхозы "Память Ильича" и "Советская Белоруссия". Главное теперь для нас - убедить людей в эффективности реформ. Ведь этот процесс затрагивает многие судьбы. Я разговаривал с людьми и знаю, никто не против работать и жить по-новому. Но каждый хочет сделать это лучше, чем у соседа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter