Сохранение исторической памяти стало семейным делом сына и отца Харлантьевых

Как Суворов завещал

Сохранение исторической памяти стало семейным делом сына и отца Харлантьевых
 
n Владимир Харлантьев гордится  своей наградой и сыном.С наградой вернулся из Москвы житель деревни Загорье Шкловского района Владимир Харлантьев. В Культурном центре Вооруженных сил РФ 75–летнему писателю и краеведу, лауреату Всероссийской литературной премии вручили медаль и бюст «Генералиссимус Суворов» — «за вклад в патриотические традиции Отечества». К слову, среди награжденных в этом году медалью — и любимый многими поколениями актер, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства народный артист СССР, Владимир Зельдин.

Книги о родной Шкловщине, за которые, собственно, Владимир Артемович удостоен почетной награды, — не единственный вклад Харлантьевых в нашу общую историю. В прошлом году такую же награду вручили его сыну Сергею — «за военно–патриотическую и поисковую работу, увековечение памяти защитников Днепровского рубежа». Он давно живет в Петербурге. Бизнесмен, а для души, «по совместительству», — заместитель руководителя питерского поискового отряда «Гвардеец». На Невском пятачке в Кировском районе Ленинградской области, в годы войны ставшим одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов, Харлантьев с коллегами–поисковиками несколько лет назад подняли танк КВ–1, затонувший тут, на переправе, в 43–м. Военную технику передали в Кировск, в музей–диораму «Прорыв блокады Ленинграда».

Не забывает питерский белорус и о родной Шкловщине. У деревни Стайки, на берегу Днепра, на поле, в годы войны обильно политом кровью, — валун с плитой из черного гранита: «Воинам 18–й казанской стрелковой дивизии, насмерть стоявшим на этом рубеже с 5 по 19 июля 1941–го года». В постамент вмонтированы найденные на месте боя гильзы, ключ от дома, куда мечтал, но так и не вернулся один из бойцов. Наверху — простреленная навылет солдатская каска. Сюда, на белорусскую землю, уже не раз приезжала делегация из Татарстана, родные воинов, оставшихся здесь навсегда. Обелиск в честь павших воинов, подвиг которых был увековечен в фильме «Днепровский рубеж», Сергей Харлантьев установил за свой счет. Местные власти довершили картину тех горячих дней, восстановив неподалеку землянку и окопы. А на въезде появилась карта «Днепровский рубеж, трагическое лето 41–го», где отмечены боевые действия наших войск. За сохранение исторической памяти Харлантьеву и тогдашнему председателю Шкловского райисполкома Валерию Иванову вручили медали «1000–летие Казани».

По инициативе и при финансовой поддержке Харлантьева–младшего белорусские поисковики совместно с россиянами подняли разбившийся в годы Великой Отечественной войны на Витебщине, под Дубровно, советский пикирующий бомбардировщик Пе–2. Останки троих летчиков впоследствии торжественно перезахоронили в братской могиле. Харлантьевы надеются, что удастся установить их имена. Ведь их старания уже не раз увенчались успехом. Когда коллеги Сергея Владимировича — российские поисковики — в Ленинградской области отыскали останки 27 солдат, по ордену Красной Звезды, принадлежавшему одному из убитых, определили: некоторые родом из Беларуси. Попросили Харлантьева помочь в поисках. Год он мотался по военкоматам, списывался с коллегами–поисковиками из Беларуси, в итоге нашел сестру и сына погибших солдат в Витебске и Бобруйске. До сих пор они считали своих родственников пропавшими без вести. В этом году сын Василия Балабаева ездил в Россию, — на могилу отца, павшего смертью храбрых в 1942–м под Ленинградом.

— Поиски будут продолжаться. И в России, и в Беларуси, — говорит Сергей Харлантьев. — Ведь кто–то до сих пор верит и ждет, что имя его родного человека будет возвращено из небытия. Я сам много лет пытался установить, где погиб мой дед Артем. Знал, что похоронка на него пришла в 43–м, что дед был офицером НКВД, в годы войны попал в плен, бежал...

На месте гибели деда и его боевых товарищей Харлантьев тоже поставил памятный знак. Кстати, в этом году в Беларусь, к Харлантьеву–старшему приезжали поисковики из города Энгельс Саратовской области. Руководитель объединения «Искатель» Галина Гарибян и ее коллеги искали на Шкловщине, у деревни Августово, останки земляков, павших в годы войны. Поиски пока не увенчались успехом, но энтузиасты планируют вернуться сюда снова.

Председатель Шкловского районного Совета депутатов Александр Давыдович уверен, что это благородное дело необходимо продолжать:

— Белорусов и россиян связывают общая память, история, культура. Мы сотрудничаем много лет с Оленинским районом Тверской области, с российскими поисковиками. В этом году на Шкловщине у деревни Загорье появился новый красивый обелиск из черного гранита в честь воинов–освободителей. На месте, где захоронены более сотни солдат, погибших в 41–44–м (известны имена лишь 12 из них), стоял скромный памятник. Но россиянин Владимир Трипутин, родственник которого лейтенант Николай Трипутин погиб под Шкловом, решил за свой счет установить здесь достойный монумент. Общая забота о сохранении памяти о великом подвиге поколения победителей стала крепкой традицией.

Фото: Ольга Кисляк

OLGAK53@MAIL.RU

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter