Как стать миллионером?

Безработные и наниматели в поисках гармонии

Безработные и наниматели в поисках гармонии


По профессии 36–летний Стас — маляр–штукатур. Родился в Витебске, затем надолго уехал жить в Молдову, а два года назад вернулся в родные края. Получил вид на жительство, стал на учет в городском центре занятости. Из–за семейных неурядиц как–то снова отправился в Молдову и, пока отсутствовал в Беларуси, потерял статус безработного.


Витебчанка Майя училась в вечерней школе и работала сортировщицей у частника, который выпускал чипсы. Когда предприятие закрылось, 20–летняя девушка официально стала безработной. К вакансиям санитарки в больнице и посудомойки в школе, которые предложили в центре занятости, отнеслась без энтузиазма. В итоге ее тоже сняли с учета.


И Стас, и Майя пока без работы. Но и пособия они тоже не получают. Такие примеры — не единичны. Только в Витебске за 4 месяца статус безработного потеряли более 500 человек. Однако трудоустроились из них далеко не все.


— Причин, по которым люди не дорожат статусом безработного, на мой взгляд, несколько, — считает начальник отдела содействия трудоустройству управления по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома Татьяна Солдатова. — Во–первых, весной «просыпаются» гастарбайтеры. Люди едут на заработки в соседние государства и не могут приходить к нам отмечаться. По истечении трех месяцев они автоматически лишаются статуса безработного. Во–вторых, молодежь с высшим образованием нацелена в основном на престижные варианты. Мы же, к примеру, педагогам, кроме места воспитателя детского сада, сейчас ничего не можем предложить. Отказался от двух предложенных вакансий или переобучения в течение года — тоже снимаем с учета. Ну и, наконец, есть безработные, не заинтересованные куда–то устраиваться вообще. Одни приходят к нам «на зиму», чтобы получить от коммунальников жилищные субсидии, другие регистрируются исключительно ради того, чтобы рассчитывать на адресную социальную помощь.


Неудивительно, что на рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: количество вакансий — практически один к одному с числом зарегистрировавшихся в центре занятости. Сегодня в Витебске на учете — 2.350 человек. Но наниматели и претенденты на рабочие места страшно далеки друг от друга...


— Огромный дефицит каменщиков, бетонщиков, плиточников... Требуются маляры–штукатуры, электрогазосварщики, продавцы, швеи, фрезеровщики, токари, — перечисляет Татьяна Солдатова. — Почему на эти вакансии не идут безработные? С одной стороны, отпугивают невысокие заработки 300 — 400 тысяч рублей (в строительной сфере от 600 до 800). С другой, работодатель заинтересован в специалисте высокой квалификации и человека с улицы брать не хочет.


Вариантов, когда совпадают интересы работодателя и безработного, действительно немного. В последнее время на рынке труда появляются весьма заманчивые предложения. Например, в Республиканском банке данных о наличии вакансий и свободного жилья в агропромышленном комплексе, где зарплаты традиционно считаются весьма скромными, в этом году впервые появились места с окладом больше миллиона рублей! Это при том, что средняя зарплата в первом квартале в стране составила порядка 775 тысяч рублей. Больше миллиона рублей готовы платить главному зоотехнику и главному ветврачу в СПК «Искра–Агро» Дзержинского района.


— Главные специалисты с высшим образованием, необходимым квалификационным разрядом и стажем работы 5 — 8 лет действительно могут заработать у нас 1 миллион 100 тысяч рублей, — подтвердили мне в отделе кадров этого хозяйства. — Зоотехника мы уже нашли, а вот с ветврачом пока туго. К сожалению, специалистов, отвечающих всем требованиям и готовых взять на себя ответственность, немного.


Выгодные условия предлагают претендентам на рабочие места и сельскохозяйственные предприятия Витебщины. Девяти десяткам организаций требуются более 530 работников. Их вместе с семьями наниматели готовы и жильем обеспечить. Самое выгодное предложение, которое я обнаружил на интернет–сайте Минтруда, в Дубровенском районе: колхоз «Гигант» ищет главного зоотехника на ставку 760 тысяч рублей, а также предлагает в придачу дом усадебного типа.


— Ищем и никак не найдем! — разочарован председатель «Гиганта» Петр Жариков. — Вроде бы и хозяйство сильное, деньги водятся, а вот беда с зоотехником и все тут. В районе нет ни одного претендента! В соседних тоже не нашел. Может, кто и из других регионов переберется...


Понятно, конечно, что рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Но порой складывается впечатление, что люди, занятые поиском работы, и рынок вакансий существуют в двух параллельных плоскостях. Хочется верить, что когда–нибудь они обязательно пересекутся.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter