Бобруйская «Мечта», которую несколько лет назад после капремонта сплавили на воду, была востребована всегда. На судне вместимостью более сотни человек по выходным устраивали свадьбы и «корпоративы», да и в будние дни хватало желающих прокатиться с ветерком. Но вот уже несколько недель оно пришвартовано к берегу. Когда снова отправится в путь — неизвестно. Заместитель директора Бобруйского горводоканала Валерий Абрамов констатирует:
— Вверх по реке двинуться не можем — в некоторых местах ее можно перейти вброд. Сплавиться вниз не можем тоже — мешают перекаты. Расчищать русла должны специалисты с помощью спецтехники. Дело хлопотное и недешевое. Вот и ждем: либо они возьмутся за работу, либо выручит погода. Если зачастят дожди, уровень воды хоть немного поднимется. А пока терпим убытки. Вынуждены возвращать людям деньги за заранее заказанные «корпоративы».
Могилевским речникам, казалось бы, повезло больше. Днепр «упал» местами. И хотя плавучая веранда «Волна» и теплоход «Заря» исчезли из поля зрения — обычно они забирали пассажиров в районе моста, связывающего центр города с Заднепровьем, — все же продолжают ходить по реке. Правда, как выяснилось, возникла другая проблема.
Заместитель начальника Могилевского речного порта Александр Клименков признается:
— Новый маршрут в сторону зоосада, Буйничей оказался не таким востребованным. А недели две вообще было полное затишье. Да, водные прогулки — не главная статья доходов, но работать себе в убыток тоже не хочется. А убытки будут. Если ситуация до конца навигации не изменится, потеряем около 100 миллионов рублей. Обычно за сезон мы перевозим около 5 тысяч пассажиров. В этом году из–за обмеления реки перевезли всего около 2,5 тысячи.
Аномальная жара повлияла не только на работу пассажирских судов. Основной доход Могилевского речного порта — добыча и отгрузка отборного речного песка. В районе Днепра всего три прорези, где его намывают. К одной из них доступ уже закрыт. Сейчас там идут работы по расчистке русла.
Могилевский порт в год добывает и реализует около 300 тысяч тонн песка. А было время — были иные обороты. При Союзе порт Могилев перевозил, помимо песка, еще и древесину, щебень, гравий. За навигацию — минимум 2,5 миллиона тонн. Буксиры уходили в плавание на недели, водили баржи в Украину. Ныне дальние заплывы — редкость. Хотя в прошлом году могилевские теплоходы работали в Гомеле и Речице. Доставили и крупный груз для Белорусской АЭС: по Днепру и Березине из российского Волгодонска до Херсона и Киева, оттуда — в Беларусь.
Чтобы оставаться «на плаву», порт участвует в выставках и тендерах. Но крупных заказов нет, а на то, чтобы привести в порядок русла рек, мелеющих с каждым годом, нужны немалые деньги. Чистить, конечно, придется. Не только Днепр, но и Сож, Двину, Березину... В прошлом году гомельский буксир решил пойти вверх по Сожу и в районе Славгорода напоролся на камень, получил пробоину...
Старший инспектор–капитан Витебского участка Белорусской инспекции речного судоходства Юрий Зенин переживает:
— Я 45 лет на воде работаю, и за эти годы не припомню, чтобы реки обмелели настолько: Днепр «упал» на 8 метров, Двина — на 11. Каждый день вода убывает примерно на сантиметр. Спровоцировала ситуацию не только жара. Зима была теплая, снега мало, и по весне, когда реки должны были стремительно прибывать, в Днепре вода поднялась всего на 2,5 метра, в Двине — на 3,5. Речники и судовладельцы, отказываясь от пассажирских и грузовых перевозок, несут убытки, а мы пишем письма в Министерство транспорта и коммуникаций.
«В связи с резким падением уровня воды в Западной Двине просим закрыть для движения судов участок от переката Барвин до Витебска».
Участок немаленький — протяженностью около 25 километров.
Зенин хорошо помнит времена, когда реки были полноводными и за одну навигацию только из Микашевичей могилевские речники привозили около 300 тысяч тонн груза. А ведь и других заказов хватало:
— Ходить по Днепру было одно удовольствие. В 60 — 70–х годах верховье Днепра в районе Могилева было сплошь в запрудах и полузапрудах. Их возводили, чтобы поддерживать нужную глубину реки для бесперебойной работы пассажирских и грузовых судов. На эти цели выделялись немалые средства, но после развала Союза ухаживать за реками должным образом перестали.
Начальник Белорусского речного пароходства Геннадий Центер, впрочем, настроен оптимистично:
— Да, зной внес коррективы в работу речных портов, но ситуация не критична. В эту навигацию мы перевезли по Днепру, Сожу, Припяти, Березине больше пассажиров, чем год назад.
Конечно, можно уповать на милость природы. Дескать, она мудрее нас, не позволит рекам высохнуть окончательно. И все же для того чтобы этого не произошло, надо поддерживать реки в состоянии судоходности, расчищать и углублять русла. Днепру повезло. Недавно стартовал совместный белорусско–российский проект по очистке и углублению русла этой реки. Его цель — восстановление пассажирского судоходства между Смоленской и Могилевской областями. Хочется верить, что не за горами время, когда можно будет запросто повторить если не древний путь «из варяг в греки», то хотя бы доплыть по Днепру из Могилева до Орши, Смоленска.
olgak53@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия №157 (24538). Среда, 20 Августа 2014.