Как потерять миллион

"101 глупейший ход в истории бизнеса" - так называется нашумевшая статья, опубликованная американским журналом "Бизнес".

"101 глупейший ход в истории бизнеса" - так называется нашумевшая статья, опубликованная американским журналом "Бизнес". Это коллекция самых забавных маркетинговых, рекламных и менеджерских просчетов, допущенных известными компаниями. Подобный опыт может быть полезен.

Список провалов открывает раздел, посвященный самым неудачным вложениям денег. Любое дело начинается с инвестиций, но даже лучший в мире бизнес-план не учитывает такой фактор, как непроходимая глупость некоторых сотрудников.

Мел Зиглер - основатель компании "Banana Republic" (известного в США производителя одежды), открыл фирму "ZoZa", специализирующуюся на спортивных костюмах. Гери Ричел, представитель венчурного фонда, инвестировавшего 165 млн. долларов в это предприятие, заявил в интервью журналу "Бизнес уик": "Если у вас хватает смелости и есть деньги, то на потребительском рынке вам ничего не грозит". Оказалось, что он ошибался. Весной 2001 г. "ZoZa" выпустила свою первую коллекцию - размеры, указанные на сотнях тысяч костюмов, были на два пункта больше, чем настоящие. Возвраты достигли 80%, и через 2 месяца "ZoZa" разорилась.

Два года назад компания "Найк" объявила, что собирается создать самую совершенную торговую сеть в США. Производитель кроссовок заплатил 400 млн. долларов компании "i2" - поставщику новейших компьютерных решений для управления бизнесом. Уже через год оборот "Найк" сократился на 50 млн. долларов. Основная причина спада - программы, написанные "i2", работают из рук вон плохо. Прогнозируя спрос, они могут ошибиться на 800%, к тому же софт "самовольно" заказывает заводам огромные партии неходового товара, и в итоге "лучшая в мире сеть" одновременно страдает от затоваривания и перебоев в поставках.

Совет директоров телеканала Эн-би-си решил сэкономить. Ежегодно канал платил по 30 млн. долларов за трансляцию бейсбольных матчей. Боссы посчитали, что это слишком дорого, и перешли на "самообслуживание", вложив 100 млн. долларов в создание собственной бейсбольной лиги. Когда состоялся первый матч, то по шкале аналитического агентства Нильсен он набрал 1,6 балла - самый низкий результат за всю историю массовых зрелищ. Лигу закрыли после первого же сезона.

Студия EMI подписала контракт на 21 млн. долларов с певицей Мэрайей Кэри. Но прослушав ее первый альбом, продюсеры пришли в ужас и разорвали соглашение, что обошлось EMI еще в 28 млн. Всего безголосая Кэри получила 49 млн. долларов.

Исправить ошибку бывает даже сложнее, чем избежать ее. После того как 78 человек погибли в автокатастрофах, вызванных внезапной потерей управления у внедорожников "Форд Эксплорер", укомплектованных шинами "Файерстоун", компании не придумали ничего лучше, как начать валить вину друг на друга. "Форд" заявил, что покрышки его давнего партнера - самые ненадежные в мире, а "Файерстоун" обозвал джипы автогиганта "крутящимися на дороге волчками". Выслушав эту перепалку, покупатели приняли единственно верное решение, и в итоге продажи у "Форда" упали на 40%, а у "Файерстоуна" - на все 60%.

Устроив лотерею, вы можете оказаться в весьма щекотливом положении. У компании "Экссон", проводившей конкурс в прямом эфире популярной радиопередачи, призом была игрушка, изображавшая Йоду из "Звездных войн". Однако английское "Toy Yoda" звучит очень похоже на "Toyota" - из 50 победителей половина решила, что им досталось авто. Эти люди подали против "Экссон" иск и выиграли дело. Погорели также компании "АОЛ Тайм Уорнер" и "Кока-кола", устроившие совместный конкурс. Из-за ошибки менеджера были названы лишние 100 игроков, якобы выигравших по 10 тысяч долларов. Незадачливые партнеры безуспешно пытались утихомирить обиженных, предложив им по 200 долларов отступных.

В хит-парад тем, которые обсуждают сотрудники любой компании, наряду с переменами климата непременно войдут и анекдоты о глупости начальства. Тем более что в некоторых организациях этот вопрос стоит весьма остро. Например, компания "Уолт Дисней" требует, чтобы все служащие ее развлекательных парков носили только фирменное нижнее белье. Компания не только обеспечивает работников деталями гардероба, но и берет на себя их стирку. Однако что-то у "Диснея" не заладилось - в одежде нередко обнаруживались вши. Служащие возмутились, и в итоге им позволили стирать белье дома.

И наконец самая забавная история. Компания "Бургер Кинг" устроила корпоративную вечеринку, пригласив на нее десятки репортеров ведущих деловых изданий. Гвоздем программы стал конкурс: топ-менеджеры "Бургер Кинг" соревновались, бегая босиком по горящим углям. В итоге несколько высших руководителей компании получили ожоги первой и второй степени тяжести. Производители гамбургеров явно почувствовали себя "в шкуре" своей продукции - пятки директоров напоминали подгоревший бекон.

 

ГУРДИН Константин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter