Как не проМАЗать

Минский автозавод в ожидании новой союзной программы

Минский автозавод в ожидании новой союзной программы


МИНСКИЙ автозавод заинтересован в разработке и принятии новой программы развития дизельного автомобилестроения. Предыдущая завершилась более года назад на стадии подготовки автомобильной отрасли Союзного государства к серийному производству двигателей и автомобилей, соответствующих международному экологическому стандарту Евро–4. Новый проект позволил бы его участникам обеспечить высокий технический уровень автотехники.


На сегодняшний день МАЗ ставит перед собой задачу о переходе на массовое производство автомобилей класса Евро–4. Выпускаются машины Евро–5. И уже надо задумываться о Евро–6, чтобы быть конкурентоспособным в Едином экономическом пространстве. Такую точку зрения высказал на днях на пресс–конференции заместитель финансового директора ОАО «Минский автомобильный завод» Олег Юшко. И это мнение разделяют многие.


Определенная озабоченность будущим одного из крупнейших белорусских предприятий вызвана резким усилением конкуренции. Помимо образования Единого экономического пространства, снимающего все барьеры для перемещения товаров между Россией, Беларусью и Казахстаном, дополнительные шлюзы для западной грузовой автотехники открывает вступление России в ВТО. Ввозные пошлины на грузовики сразу же снизятся в разы. Как МАЗу, выпускающему около 25 тысяч машин в год, противостоять мировым гигантам мощностью в три–четыре раза выше? А издержки производства, соответственно, ниже?


— Для МАЗа складывается ситуация непростая, мы это понимаем, оцениваем, но не собираемся менять свои амбициозные планы по увеличению присутствия на российском рынке в перспективе на 5 процентов, — заявил заместитель генерального директора предприятия Анатолий Дедков. — Чтобы достичь устойчивого положения на рынке России, надо делать упор на повышение качества продукции, расширить модельный ряд поставляемой туда техники.


Необходимость этих мер трудно отрицать. Однако в белорусском Правительстве считают, что нужны и другие. Поскольку в дальнейшем МАЗу будет сложно работать на внешнем рынке в одиночку. Уже год идут переговоры о создании холдинга между ОАО «МАЗ» и российским ОАО «КАМАЗ». Поступило и аналогичное предложение от российской «Группы ГАЗ». Сейчас идет обязательная в таких случаях оценка активов МАЗа.


— Проект непростой, сложно принимать решения, но надо приплывать к какому–то берегу, — обратился первый вице–премьер Правительства Беларуси Владимир Семашко к Министерству промышленности страны. Все акции Минского автозавода пока принадлежат государству и им, соответственно, управляются.


Тем не менее сказать, какое и когда будет решение, наверняка пока не может никто. В этой ситуации принятие новой союзной программы развития в Беларуси и России дизельного автомобилестроения может стать лакмусовой бумажкой, которая реально показала бы, какой партнер чего стоит. К слову, проект такого сотрудничества активно обсуждался. Тогда его целью назывался переход к производству автотехники стандарта Евро–5. Увы, не сложилось. Однако управляющая компания для сотрудничества создана. Следовательно, подготовить программу делового партнерства будет проще.


Кстати


В ближайшие пять лет на Минском автозаводе будет налажено производство супернизкопольных двух– и трехсекционных автобусов с гибридными силовыми установками. А также многозвенных автопоездов модульного типа грузоподъемностью до 120 тонн. Всего МАЗ выпускает более 500 моделей и модификаций седельных тягачей, бортовых, среднетоннажных автомобилей, самосвалов, автомобилей повышенной проходимости.


Цифры


За годы реализации двух союзных программ развития дизельного автомобилестроения с 1999 по 2008 годы объем товарной продукции увеличился с 4,9 до 162 миллиардов российских рублей. Численность работающих на предприятиях–участниках возросла с 66 до 130 тысяч человек. Выпуск грузовых автомобилей — со 189 до 310 тысяч штук.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter