Почему на торговых полках нет белорусских товаров

Как найти ассортимент

Ассортиментный перечень, утвержденный постановлением Минторга № 20, не появился просто так.
«Почему на торговых полках нет белорусских товаров?» — этот риторический вопрос ритейлерам задавался долгие годы. В ответ — какие-то объяснения, оправдания, ссылки на слабость отечественных производителей. И объективные, и надуманные, но вялые, без экспрессии и чаще всего без конкретики. Дискуссию оживил обязательный для исполнения ассортиментный перечень, который появился в мае прошлого года. А обострила ее торговая инспекция. Она не просто призывала, указывала, журила, а вешала замки на магазины, в которых не обнаруживала белорусской продукции.

Ассортиментный перечень — спорная, но оправданная идея. Но способны ли наши предприятия наполнить его содержанием? Или все риски упали на плечи ритейла? Об этом побеседовали с первым заместителем министра торговли Артуром Карповичем.

— Артур Борисович, не будем питать иллюзий: есть дефицит некоторых белорусских товаров. Они производятся, но сегодня на складе их может не быть. А завтра уже пришла торговая инспекция…

— Ассортиментный перечень, утвержденный постановлением Минторга № 20, не появился просто так. Скрупулезно анализировали потребительский рынок и номенклатуру производства, учитывались производственные возможности нашей промышленности, обследовались торговые объекты различных форматов, изучался представленный на полках товар… Учитывались и замечания общественной организации «Ассоциация розничных сетей». Все вопросы согласовали с профильными министерствами и ведомствами, чтобы их предприятия смогли обеспечить поставки.

Практическое применение постановления выявило ряд проблем. Особенно в самом конце прошлого года. Сказалась ситуация на валютном рынке и, как следствие, напряженная работа некоторых промышленных предприятий и импортеров. В результате по отдельным позициям рынок оказался оголенным: заявки торговли по ним выполнялись далеко не всегда либо в урезанных объемах. Например, ОАО «Гидропривод» с августа прошлого года сняло с производства мужские и женские зонты. Минская зеркальная фабрика приостановила выпуск настольных и сумочных зеркал. Они появятся после закупки нового оборудования. Предприятия концерна «Беллегпром» не всегда могут выдержать модельный и размерный ряд обуви, одежды, головных уборов. Дефицит подхлестнула сеть магазинов «Мегатоп», которая после проверки стала активно давать заявки на отечественную обувь. В декабре, во время ажиотажного спроса, случались перебои с поставками популярных моделей телевизоров, пылесосов и другой бытовой техники «Витязь» и «Горизонт». Кондитерская отрасль оптимизировала ассортимент, и если «Спартак», «Коммунарка» и «Ивкон» в самом начале года выпускали 150 разновидностей карамели, то сейчас — менее 90. Естественно, в таких случаях нельзя обвинять торговлю в несоблюдении ассортимента. Объективные обстоятельства, безусловно, учитываются. Сейчас Министерство торговли совместно с заинтересованными ведомствами анализирует ситуацию, обобщает опыт и предложения ритейла. Будем вносить соответствующие поправки в постановление.

— Но получается как-то несправедливо: законодательство больно наказывает торговлю за игнорирование отечественных товаров. А ответственность производителей? Ведь стоит на экспортных рынках сложиться благоприятной конъюнктуре, многие предприятия рвутся за границу, поставки своим потребителям урезают до минимума. И нисколько не заботятся, что их место займет импорт. Но когда ситуация меняется, промышленники стонут и кричат о засилье импорта, в своих неудачах обвиняют ритейл. Возможно, на производителей также стоит наложить какие-то обязательства?

— Проблема сложная и неоднозначная. В 1996—2008 годах законодательство обязывало определенные объемы продукции поставлять именно на внутренний рынок. Первоначально квотирование было страховкой от дефицита на нем: многие предприятия отгружали продукцию по остаточному принципу, стараясь максимально заработать на экспорте. Этот механизм служил и косвенной защитой отечественного производителя. Постепенно квоты изжили себя, для отдельных предприятий превратились в палочку-выручалочку, гарантирующую стабильный сбыт. Зачем расширять ассортимент, работать с издержками, повышать конкурентоспособность, модернизироваться? Поэтому от квотирования отказались. В некоторых случаях, когда из-за внешних факторов происходят значительные перекосы на внутреннем рынке, включаются временные меры так называемого «ручного» управления, чтобы выровнять ситуацию.

В целом же следует стремиться, чтобы без административного ресурса торговля была обеспечена отечественной продукцией. Ритейл и производители должны сами договариваться: прописывать графики поставок, их структуру, спецификацию, ответственность за невыполнение обязательств. Нормальная работа двух субъектов хозяйствования. Вмешиваться в нее чиновникам совершенно не обязательно, а в некоторых случаях даже вредно.

— Известно, что наши торговые сети зачастую проигрывают не только из-за цены и функционала, но и отсутствия дополнительных услуг. В частности, покупки в рассрочку, кредит. Почему упускаем такие рычаги продвижения продукции?

— У нас есть такой опыт. В 2009—2011 годах работал Указ «О льготном потребительском кредитовании», инициированный именно Министерством торговли. Доступные кредиты значительно стимулировали интерес покупателей к белорусским товарам, росли их продажи, уменьшались складские запасы. Современные коммерческие кредиты банков слишком дорогие, не направлены на стимулирование продаж отечественной продукции. Между тем в последние годы значительно снизилась реализация некоторых белорусских товаров длительного пользования. Так, на отечественные телевизоры приходилось в 2010 году 76,4% рынка, а в 2014-м — только 12,1%, доля продаж стиральных машин сократилась с 41,7% до 33,5% соответственно, холодильников и морозильников – с 76% до 65,4%. Министерство торговли вышло в Совет Министров с предложением возродить механизмы льготного потребительского кредитования. По нашим оценкам, оно помогло бы и сбыт продукции предприятий увеличить, и определенную социальную поддержку населения обеспечить. Но, естественно, это отразится на расходах республиканского бюджета. Все надо тщательно взвешивать…

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter