О съемках кинофильма Белые Россы

Кадры решают всё

О съемках кинофильма «Белые Россы»

Наверное, и «хлопушка» в этот знаменательный день хлопала нечасто: ведь такие мэтры, как Николай Караченцов, снимаются с одного дубля. Могу только предположить, с каким воодушевлением и энтузиазмом Александра Бутор, режиссер–постановщик кинофильма «Белые Россы», который снят по сценарию одноименной киноповести Алексея Дударева, вместе с командой завершала на днях съемки последних кадров. На языке киношников они называются крайними. Впрочем, она сама расскажет, как все происходило, хоть поначалу к предложению поделиться впечатлениями от съемок в целом и встречи с всенародным любимцем отнеслась с осторожностью.

Караченцов


— Саша, почему вдруг такая настороженность?


— Вокруг приезда в Минск Николая Петровича и его согласия сыграть роль младшего из братьев Ходасов Ваську, который после скитаний по свету в поисках заработка возвращается домой, есть кривотолки в СМИ. И меня коробит отсутствие этики в некоторых изданиях. И это по отношению к такому большому актеру, коим является Караченцов. Ведь человек пережил тяжелейшую травму, которая, по словам его супруги Людмилы Поргиной, несовместима с жизнью. Но актер не только жив, он в полном сознании и готов работать! И что самое прекрасное, он по–прежнему нужен зрителю! Я очень благодарна руководству киностудии «Беларусьфильм», что в съемочный день Николая Петровича к нам на площадку не пустили журналистов. Уж очень хотелось, чтобы никто не мешал и не отвлекал. Хотелось создать для любимого всеми актера уютную домашнюю обстановку. И это у нас получилось.


— И вам, наверное, по–фаустовски хочется теперь удержать мгновения, которые наполнили вашу жизнь позитивом?


— Конечно, ведь человеку свойственно желать подольше хранить в памяти послевкусие от таких моментов. Я Караченцова обожала в детстве. Фильм «Белые Росы» 1983 года воспринимала с восторгом. Спектакль «Юнона» и «Авось» смотрела по ТВ, и он казался мне каким–то чудом! По–хорошему завидую тем, кто видел Николая Петровича на сцене «Ленкома».


— Да, он блистательно сыграл графа Резанова, впечатлил и потрясающим вокалом. А как с Василием Ходасом?


— Пока готовились к съемкам, Караченцов казался очень спокойным, но когда вошел в кадр, когда зажегся свет и включилась камера, актер заплакал. А вместе с ним и вся группа. Так и работали — со слезами на глазах. А в конце смены, когда уже прозвучала команда «Стоп! Снято», наш звукорежиссер Светлана Сокол услышала в наушниках, как Караченцов тихонько напевает какую–то мелодию. Несмотря на то что у Николая Петровича нарушена речь, его связки работают и музыкальный слух никуда не исчез. Он остается артистом, несмотря ни на что!


— Это большой эпизод?


— Маленький, где он мог бы, по нашей задумке, и не произносить никакого текста. Вот он, Васька Ходас, герой новых «Белых Росс», спустя несколько десятков лет возвращается домой, к своей Марусе. Но Николай Петрович сам изъявил желание и произнес в кадре слова: «Маруся, это я! Я пришел!» Произнес их медленно, но практически чисто! Учитывая трагедию, которая произошла с актером, и девять лет борьбы за жизнь, эти слова обретают более глубокий смысл. Они как будто адресованы не только Марусе, но и всем зрителям: «Я вернулся!»


И другие


— Что скажете о съемках в целом?


— Я довольна тем, как они прошли. Удача сопутствовала. Для меня этот фильм, как первая любовь. А ведь я могла, испугавшись огромной ответственности, попросту отказаться от работы над картиной. Потом уже, когда съемки шли, я холодела от мысли, что могла отказаться. Спасибо Александру Ефремову, моему учителю, который меня поддержал в момент сомнений.


— Как работали наши актеры?


— Прекрасно! На высоком профессиональном уровне и с огромной отдачей. И я горжусь тем, что собрала в один ансамбль представителей почти всех минских театров: Купаловского, ТЮЗа, Русского, РТБД, Театра армии...


— Не изжил ли себя, на ваш взгляд, миф о том, что российские актеры лучше белорусских?


— Сегодня это уже точно миф. Если лет пять — шесть назад можно было увидеть разницу в профессионализме белорусских и российских актеров, то сейчас ее уже нет. Наши стали много сниматься, что позволяет оттачивать мастерство, дает профессиональный опыт. Кстати в «Белых Россах» свою первую большую роль в кино сыграл народный артист Виктор Манаев. Он шутил: «Вот, Александра, мы с вами и сделали первые шаги в большом кинематографе!» С Виктором Сергеевичем у нас сложились очень теплые отношения после работы над фильмом. Недавно мы с ним вернулись из Литвы, были в гостях у Юозаса Будрайтиса, у нашего главного героя — Андрея Ходаса.


— Схватил ли Юозас Будрайтис суть образа дударевского главного героя Андрея Ходаса?


— Ему и схватывать не надо было. Он в жизни такой. Когда Юозас прочел сценарий фильма, то сразу сказал: «Я стопроцентный Ходас». И он очень тонко создал образ доброго, мудрого, сильного телом и духом белоруса. Его герой — эдакий дауншифтер, человек, который отказался от городской суеты и бессмысленной погони за материальными благами в пользу гармонии с собой и природой.


— Ждете премьеру?


— Очень. И все мои актеры ждут, и группа. Все хотят увидеть результат нашей совместной работы. Надеюсь, и зрители тоже. И я очень хочу, чтобы им понравилось. Мы старались.

 

Советская Белоруссия №200 (24337). Среда, 23 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter