Кадры: проценты и акценты

Сегодня важнейшая проблема научно-инновационной сферы - ее кадровый потенциал Каким ему быть? Общий ответ на этот вопрос дает "Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь", утвержденная Указом Президента N 399.
Сегодня важнейшая проблема научно-инновационной сферы - ее кадровый потенциал

Каким ему быть? Общий ответ на этот вопрос дает "Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь", утвержденная Указом Президента N 399. В соответствии с концепцией кадровый потенциал научно-инновационной сферы - это способность кадров решать стоящие перед ними задачи структурной и технологической модернизации производственной и социальной сфер на основе научно-технических достижений и высокого образовательного уровня нации.

Имеем ли мы такой потенциал сегодня?

По данным Глобального отчета о человеческом развитии за 2001 год, количество ученых в расчете на определенное количество населения, патентов и наукоемкость ВВП в Беларуси сравнимы с такими странами, как Австрия и Испания. Скажем больше. По числу исследователей (немногим меньше 20 тысяч человек из общего числа занятых исследованиями и разработками 33 тысяч) на миллион жителей мы сопоставимы с Бельгией, Ирландией, Италией, Хорватией, Новой Зеландией, Словакией, но уступаем Дании, Финляндии, Нидерландам, Норвегии, Словении, Швеции. Поэтому утверждения в СМИ типа "по количеству ученых - впереди планеты всей" дезориентируют общественное мнение относительно численной составляющей кадрового потенциала науки в Беларуси. Даже некоторые ученые, активно обсуждая результаты встречи Главы государства с научной общественностью, состоявшейся 22 января в НАН Беларуси, вносят предложения сократить количество занятых в науке в 2 - 3 раза. И видят в этом резерв повышения заработной платы ученых. Но такое сокращение будет иметь катастрофические, негативные последствия для развития науки. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь в качестве одного из факторов, создающих угрозу безопасности страны в гуманитарной сфере, названо сокращение численности научных и научно-педагогических кадров и притока молодежи в сферу науки.

На сегодняшний день кадровую составляющую науки можно охарактеризовать как сравнительно удовлетворительную. Однако в стратегическом плане - а он очерчен Президентом, намечен вторым Всебелорусским народным собранием, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы - доля научных и научно-технических работников по отношению к количеству экономически активного населения должна возрастать. Сегодня численность работников в научной сфере имеет тенденцию к снижению. Хотя по итогам 2000 года отмечается некоторое увеличение ее как следствие расширения круга статически обследованных предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки (с 273 в 1999-м до 307 в 2000 году). Согласно названной программе, число исследователей должно увеличиться приблизительно на 2 тысячи. В качестве ориентира на 2005 год по количеству занятых в науке и научном обслуживании может быть цифра 47 тысяч человек (42 тысячи было в 2001 году), в том числе занятых исследованиями и разработками - 36 тысяч. При этом сохранится достигнутая на настоящее время пропорция в численности работников этих категорий, если из них исследователей будет 22 тысячи человек, как это задано программой. Для того чтобы более зримо ощутить приведенные цифры, отмечу, что они соответствуют числу занятых на одном-двух сравнительно крупных промышленных предприятиях.

Количественная характеристика кадрового потенциала - лишь одна сторона медали. Как оценить его качество? Уровень квалификации кадров - один из важнейших показателей их качества. По последним данным, в республике исследованиями и разработками занято 819 докторов и 3.847 кандидатов наук, не считая преподавателей вузов, то есть лишь четверть исследователей имеет ученую степень. Это - невысокий показатель хотя бы потому, что на практике самостоятельные научные исследования могут проводить лишь "остепененные" исследователи. Таким образом, мы имеем еще одно свидетельство ошибочности точки зрения, согласно которой "по количеству ученых мы впереди планеты всей". При этом опасение вызывает тенденция к уменьшению кандидатов наук, выполняющих НИОКР, при росте численности докторов наук этой категории. Темпы воспроизводства кадрового потенциала более молодым и работоспособным поколением ученых оказываются низкими. Иногда в этом видят вину ВАКа Беларуси, якобы установившего слишком высокие требования к соискателям степеней и званий. Но высокие требования, наоборот, только способствуют улучшению профессионально-квалификационной структуры кадрового потенциала. Причины, конечно, более глубокие и, в общем, хорошо известны: недостаточные возможности для самореализации ученого и его невысокий социальный статус. Государство, конечно, много делает, чтобы исправить положение. С 1997 года в расходах на финансирование науки законодательно предусматривается выделение средств на развитие материально-технической базы научных учреждений. Благодаря государственной поддержке ситуация с ее обновлением стала заметно улучшаться. Создан межведомственный экспертный совет по развитию материально-технической базы науки и сеть центров коллективного пользования научным оборудованием. В рамках государственной научно-технической программы "Приборы для научных исследований" создается уникальное оборудование для центров коллективного пользования. Готовятся предложения по созданию межведомственных научно-инструментальных центров.

Для самореализации ученому необходим и доступ к современной информации. С целью улучшения информационного обеспечения научных работников сформирована и реализуется программа работ по созданию единой научно-информационной компьютерной сети (НИКС). Она создается для совершенствования информационного обеспечения исследований и разработок, которые выполняют научные учреждения и организации, вузы. НИКС также предусматривает организацию на базе современных информационных технологий надежных средств связи между источниками (имеющимися и формируемыми в республике базами данных, информационными фондами и т.д.) и потребителями научно-технической информации как в Минске, так и в областных центрах, включая выход через Интернет на международные источники информации. НИКС предусматривает объединение имеющихся компьютерных сетей в отраслях, а также создание высокоскоростной сетевой инфраструктуры для обеспечения взаимодействия ведущих научных и образовательных учреждений республики, библиотек по информационным научно-техническим ресурсам, а также выход в Интернет по наземным и спутниковым каналам связи. Предусмотрено формирование и информационных ресурсов соответствующей тематической направленности.

Работы по подключению к НИКС ведутся в Минобразовании, Минздраве, НАН Беларуси, БГПА, Национальной библиотеке, Центральной библиотеке НАН Беларуси, а также в Могилевском, Брестском и Гродненском центрах научно-технической информации. Завершаются работы по созданию опорной магистрали НИКС в Минске, а также работы по созданию спутникового канала компьютерной сети. НИКС будет открыта и для других пользователей - в перспективе намечается подключение к НИКС около 150 научных и образовательных учреждений и организаций.

Таким образом, ввод в действие НИКС обеспечит научным работникам и специалистам различных отраслей и категорий возможность оперативного доступа к научно-техническим информационным ресурсам республики, они получат также оперативный доступ в Интернет по интересующим их проблемам. Это, несомненно, повысит эффективность исследований и разработок.

Привлечению молодежи в научную сферу способствует осознание того, что они работают на переднем крае науки. А для этого необходимы и сотрудничество с признанными в мире научными коллективами, и стажировки в ведущих зарубежных центрах. Уедут навсегда? Возможно. Да, "утечка умов" продолжается. В среднем 70 научных и научно-педагогических работников ежегодно покидают страну. Это слишком много для Беларуси. Ущерб научному потенциалу наносится ощутимый. Но это - дань глобализации, которую мы вынуждены платить, поскольку не смогли обеспечить не только соответствующие современным стандартам условия для работы и быта ученых, но и оптимальной организации научных исследований в стране.

Мы много говорим о необходимости фундаментальных исследований, но мало таковых проводим. Зачастую под фундаментальные маскируются прикладные работы. Потому что существующая система бюджетного финансирования более ритмично и полно (практически как защищенную статью бюджетной классификации) обеспечивает фундаментальные исследования. При этом игнорируется одно из основных положений закона об основах государственной научно-технической политики - статья 14, которая определяет паритетность в финансировании фундаментальных и прикладных исследований. Эта паритетность была деформирована последующими законодательными актами. В результате прикладные исследования и разработки в условиях дефицита бюджетных средств финансируются фактически по остаточному принципу. Как следствие, одно звено начальной части инновационной цепочки стало экономически невыгодным и непрестижным для субъектов научной деятельности. Программно-целевой подход как мощный рычаг регулирования научно-технической деятельности в руках государства в таких условиях дает явные сбои: перенос сроков, исключение отдельных заданий, а иногда и невыполнение разработок для реального сектора экономики. Неудивительно, что система организации научной сферы стала предметом пристального внимания Президента.

Важно понять, что прикладные исследования, конкретные разработки - не менее привлекательный путь для самореализации ученого, особенно молодого, чем фундаментальные исследования. И привлекательность такого пути многократно увеличится, если он станет классически инновационным, когда ученый получит реальную возможность довести свою разработку до коммерческого вида, не потеряв при этом своих прав на нее как на объект интеллектуальной или промышленной собственности. К сожалению, у нас от прав до дохода - тернистая дорога. Надо ускорить ее "обустройство". Это позволит ученому увидеть плоды своего труда, а стране - эффективно решать кадровые проблемы науки.

Анатолий ЛЕСНИКОВИЧ, председатель Комитета по науке при Совете Министров, академик.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter