Кадровая реформа: меньше, но лучше?

Чем вызвана идея реформы органов государственной власти

Как известно, недавно одной из основных новостей стала информация о готовящейся реформе органов государственной власти в Беларуси. Для определения ее направлений Президент распорядился создать специальную комиссию под руководством главы Администрации Президента Андрея Кобякова. Известны и направления проработки реформы: необходимо изучить целесообразность сокращения государственного аппарата на 25%—30%, существенно увеличив при этом зарплату оставшимся госслужащим. Чем вызвана подобная идея реформы органов государственной власти?

Не секрет, что в предшествующие годы Беларусь развивалась перед лицом множества вызовов и угроз, для преодоления негативных последствий которых было необходимо содержать значительный госаппарат, способный оперативно реагировать на них. Это и проблема энергетической безопасности, и постоянные попытки проведения «цветной революции» спецслужбами Запада при благословении политиков западных стран, значительная вероятность силового сценария развития событий в отношении Беларуси со стороны блока НАТО, реализовавшего подобные сценарии уже в отношении нескольких стран в последние годы. В 2012 году проблемы с каждой из этих угроз значительно снизились. В области бесперебойного снабжения экономики нефтью и газом по вменяемым ценам действуют многолетние соглашения с Российской Федерацией. Многократные провалы организации «цветных революций» в Беларуси привели к унынию западных организаторов и их помощников в самой стране. Это не значит, что эти попытки закончились, но теперь их предпринимают с полным неверием в собственный успех и в силу этого очень вяло. Белорусские граждане поддержали свою власть в 2011 году, когда по всем западным сценариям им следовало ее сместить и поставить у власти западных марионеток. Что же говорить о предстоящих годах, когда негативные социальные последствия девальвации 2011 года уже успешно преодолены в этом году и подобных экономических шоков более явно не ожидается? Резко снизилась и вероятность силового сценария против Беларуси со стороны НАТО, поскольку военный союз России и Беларуси демонстрирует все новые высоты, а ОДКБ успешно модернизируется, являя миру все большую дееспособность по защите своих членов. Таким образом, эти угрозы, для борьбы с которыми необходим был большой госаппарат, снизили свое негативное влияние, но вместо них возникли новые, для нейтрализации которых нужен госаппарат не многочисленный, а высокопрофессиональный, нацеленный на ювелирную работу в ключевых отраслях. Еще Ф. Фукуяма, описывая в своей монографии «Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке» характер проводимых в 1990-х гг. реформ на основе «Вашингтонского консенсуса», указывал, что проблема многих стран заключалась в том, что в процессе ослабления государственного влияния они или уменьшали мощь государства, или вводили требования для новых типов государственных возможностей, которые еще либо были слабыми, либо вовсе не существовали… в то время, как оптимальный путь реформ должен ограничить сферу государственного влияния, увеличивая его силу … много стран … в действительности уменьшили и влияние, и силу. Именно этот момент настал и для Беларуси — необходимо умело ограничить сферу государственного влияния, увеличив его силу. Государственные чиновники должны стать более влиятельны и эффективны в вопросах привлечения иностранных инвестиций — не случайно недавнее закрепление инвестиционных проектов за конкретными чиновниками. Должно возрасти и влияние государства в области наращивания экспорта и импортозамещения, без чего невозможно отстроить сбалансированную современную экономику. В то же время в ряде сфер государственного управления государство вполне может отступить в сторону — к чему, например, всесторонне отслеживать и поэтапно корректировать деятельность каждого крупного предприятия на разных уровнях государственной власти? Лучше эту энергию направить на поиск решений, при которых отечественным предприятиям будет легче производить экспортноориентированную продукцию и успешно сбывать ее за рубежом в необходимых объемах.

Одним из новых вызовов, на который призвана ответить реформа государственных органов, стала и актуальность переманивания толковых чиновников и специалистов из Беларуси странами — партнерами по евразийской интеграции. С каждым годом госорганы и предприятия России и Казахстана все выше и выше оценивают всесторонние компетенции, дисциплинированность, способность работать в команде, демонстрируемые высококвалифицированными кадрами в Беларуси. При этом готовы платить им щедро, если они предпочтут покинуть родину. Спасти страну от массового оттока столь важных кадров и поможет реформа, после проведения которой зарплаты оставшихся чиновников значительно возрастут. При этом поддержка отечественной управленческой элиты не означает отказа от идеалов эгалитаризма, присущих белорусскому обществу. Речь идет о недопустимости ситуации, когда зарплата специалиста с несколькими высшими образованиями, вовлеченного в решение важнейших проблем белорусского государства и общества, эквивалентна зарплате двадцатилетнего рабочего со средним образованием на одном из рентабельных предприятий государственного сектора экономики, что позволяет ему посмеиваться над декларируемой ценностью такого специалиста в обществе, придумывая остроумные пословицы наподобие «Чем больше учишься, тем меньше зарабатываешь». Государство, формируя размер зарплат своих служащих, фактически посылает тем самым обществу сигнал о значимости того или иного нанятого им гражданина для реализации своей политики. Этот сигнал формирует в глазах общества его социальный статус, вызывает уважение к образованию и интеллекту или безразличие к ним. Вред от чрезмерного эгалитаризма так же велик, как и от чрезмерного элитаризма, что в том числе доказала и судьба СССР.

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter