Кадровая политика интереснее спектаклей

Не заладилось начало театрального сезона. Словно воронье крыло накрыло светлые подмостки...
Не заладилось начало театрального сезона. Словно воронье крыло накрыло светлые подмостки: скандалы на московской сцене следуют один за другим. Пока лихорадит главную театральную Мекку, но потом, как доказывает новейшая история, ситуация зеркально повторяется и на других площадках. 

Уже сейчас уголек конфликта зреет сразу в нескольких минских театрах, и если рванет, а рванет обязательно, — мало не покажется. Неужели опять — публичные письма, отповеди, угрозы и слезы? Видимо, не может театр без скандала. Он для него — почва, из которой произрастает творчество, воздух, необходимый для творческого горения.

Все идет в топку: вчерашние друзья поедают друг друга поедом, забываются старые дружбы, вспыхивают пожарища выяснения отношений. Кажется, рынок, который хладнокровные менеджеры от культуры именуют целесообразностью, окончательно победил дружбу. Какова же она — анатомия современного театрального конфликта?

«ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА» ДАЛИ ТРЕЩИНУ

Недавно Олег Меньшиков (кстати, собирающийся предстать в качестве певца вместе со своим «Оркестром мечты» 12 сентября в Минске) пристыдил не последних актеров — Татьяну Догилеву и Виктора Проскурина. За то, что 20 лет числились в труппе Московского театра Ермоловой, ничего не играли, а зарплату получали и у окошка бухгалтерии в день выдачи денежных знаков не краснели.

С каким чувством актер будет пересматривать теперь совместные работы с Татьяной Догилевой — «Мой любимый клоун», «Покровские ворота», «Восток — Запад»? Потирая руки от чувства свершившейся справедливости?

Бог с ней, с корпоративной этикой, ей уже давно никто из актеров не следует, всласть рассказывая друг о друге гадости. Но зачем же коллег, давно доказавших профпригодность в многочисленных работах, рублем попрекать? Не всем же повезло швейцарские часы рекламировать. Испытаний, выпавших на долю Догилевой и Проскурина, хватило бы на целый сериал. У актрисы: развод с мужем, сатириком Михаилом Мишиным, проблемы с алкоголем (о чем она сама рассказывает без стеснений), пластическая операция, лечение от депрессии, борьба со стройкой могущественного Никиты Михалкова около своего дома. У Проскурина: автомобильная авария, после которой актер хромал и ходил с палочкой, сложная операция на суставах кисти руки. Не прохлаждались же эти люди на курорте, а выживали, как могли. Причем давайте вспомним, что это за последние 20 лет. Годы самой разрухи для кино и театра.

Другой московский худрук Олег Табаков ежемесячно выплачивает актерам, у которых есть дети, пособие в размере 20 тысяч российских рублей и ветеранам театра, отдавшим по 25 лет сцене, — по 30 тысяч в месяц. Не забывает коллег и в профессиональные праздники, и в юбилеи... Можешь хоть 30 лет на сцену не выходить — главное, чтобы человек был хороший. А тут такое принципиальное чистоплюйство. Первое кадровое решение Меньшикова на посту худрука — и с таким кислым привкусом скандала.

Татьяна Догилева уже заявила, что нет, пожалуй, в стране артиста, кроме Олега Евгеньевича, который рассорился бы со всеми своими друзьями молодости: «Даже разговорчик по телефону — как величайшая милость для тебя, простой смертной». В итоге Догилева дала Меньшикову отставку как крестному своей дочери Кати: «Не нужны такие крестные ни ей, ни мне...»

ГОГОЛЕВСКИЙ ТУПИК

В театре им. Гоголя в штыки приняли назначение новым художественным руководителем Кирилла Серебренникова. (Сарафанное радио уже распространило слух, похожий на правду, что в новом сезоне до Минска доедет его постановка «Отморозки», удостоенная премии «Золотая маска» как драматический спектакль «малой формы».) Договорились до того, что корифей труппы, народная актриса России Людмила Долгорукова, не выдержав произвола, умерла на собрании творческого коллектива, хотя актриса скончалась дома ночью и до этого долго болела.

Но уже с заявлением о некорректности увольнения прежнего худрука Сергея Яшина выступил глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин, а на другой чаше весов — журналист Андрей Максимов. В одной из недавних статей в «Российской газете» он выступил с требованием: «Сразу хочу сказать: с руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым я не имею чести быть знакомым. Более того, я не являюсь поклонником спектаклей Кирилла Серебренникова. И тем не менее хочется кричать заголовком колонки: отстаньте вы все от Капкова! Дайте ему делать то, что он считает нужным. Потому что то, что он делает, — понятно: он пытается вдохнуть жизнь в те театры, где жизни нет. Хорошо он это делает или плохо — судить будут только зрители через какое–то время».

Многих смущает то, что до этого Серебренников ни разу не работал с труппой театра им. Гоголя. Труппу он не знает. Уже пообещал кадровые чистки. Так что обиженных актеров понять можно, хотя сам коллектив, ради справедливости стоит заметить, десятилетиями вел иллюзорную жизнь и в лидерах театрального движения замечен не был.

БУРИ В СТАКАНАХ ВОДЫ

Зря думаете, что наши театры подобные бури не сотрясают. Вспомните хорошенько: этой участи не минул, пожалуй, ни один коллектив. Иногда заканчивалось даже летальным исходом.

Открытые письма «в инстанции» о низком уровне постановок писали актеры Национального академического театра им. Я.Купалы, провернув свою театральную революцию по принципу «низы не могут».

Полный кадровый ребрэндинг произошел в Большом и Музыкальном театрах. Тоже надо сказать — не без нервов и своей интриги. Через раскол на два враждующих лагеря в свое время прошли труппа Белорусского республиканского театра юного зрителя и театра им. Я.Коласа.

В некоторых коллективах бури эти привели к принципиально новому художественному результату. В большинстве же случаев никаких отличий после кадровых назначений нет. Забавно, что в наших широтах театральный продукт не зависит от того, кто заступает на должность худрука или главного режиссера: любимец труппы, о котором все давно мечтали и все–таки смогли заполучить, или личность, которую продавливали административно. 

Говорят, виноват сырой климат и болота. Мол, они тормозят творческую мысль... В любом случае и у нас в новом сезоне произойдут новые кадровые конфликты. Куда же без них. Этот жанр одинаково любим как театральными «низами», так и «верхами», и освоен обеими сторонами виртуозно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter