В Браславском районе местные жители страдают от набегов диких кабанов

Кабаны ведут себя по-свински

В Браславском районе местные жители страдают от набегов диких кабанов

Браславщина — край с красивейшей и богатейшей природой. Здешние озера неизменно восхищают туристов. Рыбаки и охотники увозят отсюда богатые трофеи. А вот для местных жителей соседство с заповедными лесами и дикими животными не всегда в радость. О том, что дикие кабаны буквально терроризируют жителей Браславского района, мы писали не раз. То картошку звери в огороде выкопают. То крыльцо в хате свернут или прохожего напугают. Нынешней весной, полагают жители деревни Межаны, позвонившие в редакцию «СБ», лесных гостей стало еще больше. Все дворы перекопаны, на пастбищах вместо зеленеющей травки — грязные рытвины. Подлила масла в огонь прошлогодняя вспышка африканской чумы свиней. Сельчане, которых обязали собственную живность пустить под нож, возмущаются: «Почему дикие свиньи, потенциальные разносчики заразы, беспрепятственно гуляют по дворам? Их же перестрелять обещали!» Чтобы разобраться в ситуации, я договорился о встрече со специалистами Национального парка «Браславские озера», организующими охоту. И заодно заехал к авторам жалоб.


Экскурсию по местам кабаньих проделок в Межанах для меня провела местная пенсионерка Янина Симанович. Вместо озимой пшеницы на ее огороде — следы копыт. Последствия ночных раскопок встречаем у пустующих хат, у магазина. Животные, считает Янина Романовна, совсем обнаглели:


— Я вокруг огорода шуршащую ленту вешаю. Но они не боятся. Дорогу на приусадебный участок соседки, где озимая тритикале посеяна, им даже электропастух не преградил. В прошлом году кабаны собаку порвали, которую на ночь оставили картофельное поле охранять.


Из–за страха встретить секача врач на вызов идти отказывается. Родители гимназистов на утренний автобус не отпускают. В Межанской базовой школе — тоже проблема. Учитель физкультуры Иван Ролик жалуется, что кабаны школьный стадион превратили в настоящий танковый полигон:


— Чтобы ноги не сломать, занятия пока не проводим. Будем ровнять площадку и огораживать.


О возможных причинах «весеннего обострения» у кабанов размышляет председатель Межанского сельсовета Жанна Акула:


— Говорят, у соседей в Прибалтике в связи с АЧС их всерьез отстреливать стали. Может, поэтому они к нам стадами валят? Я понимаю, что природу нужно охранять. Но когда кабаны в деревне прописались — это ненормально! Из–за них подсобные хозяйства развивать невозможно.


Кроме Межан, похожие проблемы в Плюсах, Гирейшах и других деревнях района.


Национальный парк «Браславские озера» создан в 1995 году. Он занимает почти 95 процентов площади Браславского района. По мнению генерального директора Виталия Дрожжи, местные жители никак не могут смириться, что привычные места сбора ягод, грибов и ловли рыбы стали заповедными:


— Запреты местными жителями всегда воспринимались в штыки. А кабаньи потравы — как последняя капля в чаше терпения.


Виталий Александрович и хотел бы помочь, но приехать по первому звонку: «У нас кабан в деревне, застрелите его!» — ни он, ни его егеря не могут. Охотиться ближе ста метров от населенного пункта запрещено. Таковы меры безопасности. К тому же отстрел диких животных в нацпарке производится в соответствии с лимитом, согласованным с Минприроды. В сезоне 2013 — 2014 нацпарку разрешили застрелить 1.700 кабанов. Из–за угрозы АЧС ограничения сняли. Местные и приезжие охотники добыли 2.300 животных. Это самое большое количество за последние 10 лет! Однако сельчане все равно, говорит гендиректор «Браславских озер», жалуются на потравы:


— У нас в районе 300 населенных пунктов, где живут менее 10 человек. Деревни вымирают, огороды и сады не обрабатываются, зарастают «хмызняком». Лес наступает. В итоге такие деревни, как, например, Милашки, Медынки Домашовские, становятся привычным и комфортным местом обитания кабанов.


Очагов африканской чумы свиней на Браславщине не выявлено. Однако отстреливать диких кабанов без ограничений штаб по борьбе с АЧС, созданный при Совмине, обязывает по всей стране. Происходят такие отстрелы и в Национальном парке. Из–за бесснежной зимы, отсутствия устойчивых морозов результативная охота в «Браславских озерах» не задалась. Чем чаще кабанов тревожили, тем дальше они удалялись в непроходимые дебри. Но даже при этом более 4 тысяч охотников, приехавших на Браславщину в нынешнем сезоне, застрелили на 600 животных больше, чем было положено по лимиту. Директор нацпарка прекрасно понимает, какая на нем лежит ответственность. Вдруг кабаны поспособствуют распространению чумы... Поэтому, говорит Дрожжа, снижение их численности — постоянная забота:


— В конце прошлого года цены на охотничьи путевки и лицензии для жителей Беларуси максимально снижены. Сегодня поохотиться на дикого кабана может любой желающий. Не исключено, что сейчас кабан активизировался благодаря сезонной миграции. К тому же от Межан до границы с Латвией всего около километра. В приграничную зону приезжие охотники могут попасть только по специальным пропускам. А подойти к границе ближе чем на 500 метров, можно лишь в сопровождении пограничника. Кабану же, понятно, пропуска и визы не нужны.


Проблема с кабанами для Браславского райисполкома — ненова. Действует постоянная комиссия по потравам дикими животными. В идеале она может запротоколировать факт разорения огорода, а ее документы могут стать основанием для возмещения ущерба. Однако, по словам Николая Барановского, первого заместителя начальника Браславского райсельхозпрода и секретаря комиссии по потравам, реальных рычагов для помощи населению, к сожалению, нет:


— В 2007–м представители 7 министерств утвердили инструкцию по предотвращению потрав и оценке ущерба. Но выполнить ее невозможно. Пусть хороший забор дорог, но на него еще можно потратиться. А как разместить поле или приусадебный участок вдали от леса? На Браславщине везде, где нет озер, обязательно будет лес или болото. Есть еще в инструкции такая формулировка: «Огораживание от дикого кабана должно препятствовать проникновению кабана». Из–за нее ни один юрист за дело о возмещении ущерба, нанесенного дикими животными, не берется. Получается, если кабан уничтожил растительность на вашем огороде, сделав полутораметровый подкоп под глухим деревянным забором, вы все равно сами виноваты!


Несколько лет назад папки комиссии пухли от актов, свидетельствовавших о потравах. А с начала 2014–го ни одного случая официально не зарегистрировано. Сельчане, уверен Барановский, перестали доверять комиссии:


— Чтобы выехать и зафиксировать факт потравы, я должен получить заявление. Но вместо них люди стали писать жалобы в газеты и звонить на «горячие линии» телеканалов. Они отчаялись, убедившись в бесполезности обращений в комиссию. Пока мы имеем такую инструкцию, пока не изменится законодательство, на уровне района ничего не решится.


А решения требуются принципиальные. Здесь и сейчас. Исходя из особенностей региона. И, естественно, — из государственных интересов.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №71 (24454). Среда, 16 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter