О переаттестации учителей

К доске, учитель!

У педагогической элиты — учителей–методистов и с высшей категорией — с недавних пор появился свой экзамен. Раз в 5 лет им теперь нужно будет перед специальной комиссией подтверждать свой статус, а по сути, профпригодность. Конечно, они и раньше сдавали на категорию, но дело это было добровольное и разовое. Сдал успешно — получил, и не надо периодически доказывать свое служебное соответствие. Сейчас же учителя экстра–класса, которые получили высшую категорию более 5 лет назад, должны до 1 сентября 2017–го пройти переаттестацию. К слову, еще недавно дэдлайн был обозначен на 3 года раньше, но Минобразования прислушалось к мнению педагогов. Оправданна ли такая новация? Поднимет ли в конечном счете уровень подготовки школьников? Вопросов уже накопилось немало.


Одни педагоги процедуру одобряют, мол, наконец–то категории не будут раздавать кому ни попадя, да и придется постоянно держать себя в тонусе, чтобы быть на экзамене во всеоружии. В конце концов, это распространенная практика. Раз в пять лет аттестацию должны проходить и российские педагоги, и украинские, и казахстанские, причем не только элита. И местные интернет–форумы уже несколько лет так же бурно обсуждают этот подход, как наши учителя сегодня. Скажем, Янина Килбас, учительница белорусского языка и литературы из Дзержинского района, задается вопросом: зачем экзамен по аттестации тем ее коллегам, кто уже в возрасте? Что же получается: не один десяток лет трудился на образовательной ниве и вдруг должен доказать, что достоин? Не лучше ли усовершенствовать систему? Скажем, есть научные публикации, победы учеников на олимпиадах или их отличные результаты на централизованном тестировании — разве это не подтверждение качественной работы? Не стимул для того, чтобы каждый раз выкладываться на рабочем месте на все сто? Пристало ли опытному педагогу, который дал дорогу в будущее сотням достойных выпускников, волноваться–переживать перед экзаменом, подобно школяру? А откажется от проверки — выходит, распишется в собственном непрофессионализме?


На 1 сентября в школах страны числились около 122 тысяч учителей, из них с высшей категорией — почти 40 процентов. Если честно, то педагогов даже не столько волнует сама процедура, сколько удивляет ее результат. Проще говоря, разница в оплате между первой и высшей категориями. Знаете сколько? Говорят, целых 70 тысяч рублей! Так что высшая категория сегодня выполняет скорее роль исключительно морального поощрения. А Лариса Волкова, председатель Минского горкома профсоюза работников образования и науки, приводит и вовсе удивительные подсчеты: после недавнего увеличения нагрузки педагоги с категорией оказались едва ли не в минусе — зарплата по Минску в среднем выросла всего–то на 0,7 процента. В то время как у их коллег без категории она пусть незначительно, но все же тронулась в рост — 2,3 процента. Такая вот задачка. Кстати, если на сентябрь прошлого года зарплата столичного учителя в среднем была ниже среднегородской на 34,5 процента, то в начале этого учебного года — на 38,8 процента...


И вот встает извечный вопрос: что делать? Профсоюз работников образования и науки высказывает свои предложения Министерству образования. Основной акцент: нужно или повысить надбавку, или вовсе отменить экзамен. Тем более что при нынешней системе с этими категориями сплошная путаница. Как вам такой сюжет? У Марьи Ивановны высшая категория, но, проводя кружок по своему же предмету, оплату за это получает без ее учета. Почему? Потому что, выходит, выполняет обязанности педагога дополнительного образования. Аттестовать Марью Ивановну вроде как можно, но только поступательно, начиная со второй категории. Но вот стоит ей с должности учителя перейти в педагоги дополнительного образования — категория за ней будет сохранена. Запутались? То–то же!


Конечно, позитивные моменты тоже имеются. В пяти минских школах с этого года проходит эксперимент по внедрению отраслевой системы оплаты труда. Для повышения зарплаты здесь, не раз подчеркивал министр образования Сергей Маскевич, установили существенные надбавки именно за квалификационные категории: учителю–методисту — 115 процентов от тарифного оклада, за высшую категорию — 100 процентов, за первую — 80, за вторую — 70. А на днях в министерстве сообщили, что один каверзный аспект аттестации уже вроде как решен: от нее собираются освободить директоров школ, поскольку им и так приходится брать на себя огромный пласт работы менеджера.


Советская Белоруссия №244 (24380). Пятница, 27 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter