Изба, где живет история

"Кто же это в теремочке живет?" - размышляла я, переступая порог деревянного домика, утопающего в цветах.
"Кто же это в теремочке живет?" - размышляла я, переступая порог деревянного домика, утопающего в цветах. Они взобрались даже на пристроившийся рядом с особняком вековой пень.

В теремочке вообще-то живут книги - 4 тысячи стареньких томов, многомудрых не только от содержащихся в них мыслей, но и от долгой, прожитой с людьми жизни. Потому что приглянувшийся мне терем в деревне Стальбовщина Узденского района - бывшая изба-читальня, давно преобразованная в сельский Дом культуры. Потертым, потрепанным временем и человеческими руками фолиантам здесь самое место. Исконное, так сказать, и судьбой-историей предназначенное.

Но три года назад ученых соседок негаданно потеснили вещи для библиотеки необычные, если не сказать необычайные. В крохотном холле экс-избы появились старинный самовар, угольный утюг, прялка, глиняные кувшины, прозываемые жбанами. И даже добротной коричневой кожи сапоги с высокими голенищами и на толстом каблуке - фасонные, с пришитыми внутри ушками: тачавший их мастер, по всем приметам, в сапожном ремесле знал толк. Потому почти и не полиняла от времени, не усохла и не сморщилась старорежимная обувка. Хоть сейчас обувай, коль размерчик подходит, и отправляйся в пляс.

- Откуда такие раритеты? - спросила директора Стальбовского СДК Людмилу Андрецкую и библиотекаря Светлану Луцевич.

"А наша местная жительница Елена Ивановна Миронович отдала", - был ответ. На чердаке у людей много древних вещей обретается. Вот и решили кусочек старины в деревенском очаге культуры создать. Прослышав про такое, многие сельчане сами приносили в библиотеку семейные реликвии. Хотя у многих же и трогательно просить пришлось: не все охотно с фамильным наследием расстаются. Впрочем, винить их за это нельзя: история у нас столь многострадальная, что не все кровно нажитое добро добром отдавать в чужие руки пришлось.

Тем не менее нашлись в окрестных селах энтузиасты вроде Елены Ивановны или Татьяны Ивановны Десюкевич, которые не пожалели пращуровских раритетов, снеся их в заветный терем-теремок. И набралась экспозиция - лавка древностей такая, что уже не помещается в сельском клубе. А посмотреть ее многим хочется - ребята из разместившейся по соседству с СДК школы даже рот от удивления раскрывают, видя старину в действии. Особенно когда Татьяна Десюкевич привела свою бабку и та наглядно, с ниточкой в руках, показала, как на деревянной прялке пряли. Самые глазастенькие из школьников тут же урок усвоили и на лету освоили ремесло, ведь, с позволения сказать, инструмент исправный. А вот прописавшуюся здесь же "страхарку", увы, так и не смогли в дело пустить - и не потому, что испортилась. Нет нынче соломенных крыш, "стрэх" по-белорусски. Потому приехавший со мной в Стальбовщину заместитель председателя Узденского райисполкома Михаил Лапотко просто самолично, плавными жестами изобразил, как в детстве ладил с отцом соломенную кровлю, орудуя деревянными зубьями.

Ну, соломенные крыши я тоже помню - пожалуй, они даже экологичнее-здоровее нынешних шиферных были.

Помнят их и собирающиеся в клубе на посиделки да репетиции участницы сельского хорового коллектива "Зарачанка", окрестные доярки с полеводами, душевно исполняющие в здешних стенах народные напевы. Пожалуй, собранные экспонаты их даже вдохновляют. Ведь и песни, и прялки-самовары - все это наше наследие, история наша.

Например, глиняный жбан, которому, если верить фамильным легендам бережно принесшей хрупкую посудину Т.Десюкевич, стукнуло целых 200 лет. Раритетный кувшинчик хранители книг и старины вывесили на декоративный забор, созданный прямо в холле. Идиллическая картинка получилась. Кусочек традиционной белорусской жизни, где и молочко водилось, и хлебушек к нему, и сами ноги в торжественных случаях в пляс пускались. Чьи в лаптях, которые также имеются в самодеятельном музейчике, а чьи и в добротных фасонных сапожках. Говорят, носил их местный модник, а не модница. "Чаравiчкi" местной Павлинки, возможно, еще пылятся на сельских чердаках.

На снимке: директор сельского Дома культуры Людмила Андрецкая (слева) и библиотекарь Светлана Луцевич.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter