В каких сферах нашей жизни нужен общественный контроль?

Из жизни наблюдающих

Поводом для разговора в «Спор–клубе» стало известие о странной инициативе: одна скандальная особа, называющая себя активисткой, вознамерилась создать новую общественную организацию, которая бы занималась «мониторингом дел в белорусской армии». Сейчас дама бодро раздает интервью, вещая о том, что новая общественная структура будет «добиваться допуска в кухни и казармы». С дискуссии о полезности такого начинания начался и спор наших авторов, мнения которых традиционно разошлись. Впрочем, довольно быстро разговор вышел за пределы армейской темы: журналисты, как выяснилось, придерживаются полярных точек зрения об общественном контроле в любой сфере нашей жизни. Он влечет за собой безусловный вред! — утверждает один спорщик, ссылаясь на негативные примеры. Его оппонент, однако, видит и положительные стороны гражданского контроля, предлагая даже расширить его применение.

В чьих словах больше правды? Надеемся, ответ смогут дать наши читатели, оставив комментарии к спору на нашем сайте.

Нам не все равно

Людмила ГАБАСОВА.
Не вижу ничего плохого, Рома, ни во втором, ни в пятом, ни в десятом общественном объединении, которому не все равно. Которое хочет действовать и помогать, вовремя подсказывать и давать дельные советы. Хорошо, что в наше спесивое эгоцентричное время есть люди, не живущие по принципу «моя хата с краю», а душой болеющие за других. Не должны в мирное время гибнуть солдаты, не должны матери хоронить своих детей — ты будешь с этим спорить? Тем более с мамами, которые все нынче воспринимают обостренно? Я — нет. У самой сын–студент и двое крестников призывного возраста...

Из высоких кабинетов все видится как–то иначе, абстрактнее и благостнее — регулярно убеждаюсь в этом, просматривая редакционную почту и общаясь с читателями. У них вот прямо сейчас беда — воды нет, дров, отопления, лекарство не за что купить, отчаянная семейная ситуация. А им вальяжно кто–то из своего начальственного кресла предлагает писать, ждать, иметь в виду, знакомит с грандиозными планами района на будущий год... Просто стыдно бывает читать иные официальные ответы! Но в большинстве же случаев эти отписки–отфутболивания идут не от патологического бездушия, а от элементарного незнания ситуации, которая, может, сегодня, с расстояния, и кажется ничтожной, а завтра встанет так, что этот начальник в панике до потолка подпрыгнет. Вот здесь и нужен народный «третейский судья», который будет подмечать, брать на карандаш и формулировать свое особое мнение. Не пороки — хотя бы болячки общества помогая устранять. Впрочем, почему «хотя бы»? «Мелочи не имеют значения: они все и определяют», — настоящий мудрец сказал. Это да, жизнь обычного человека отравляют не проблемы полетов на Марс, а протекшая крыша или сбои в движении транспорта.

Медицине, допустим, не помешают общественные советы пациентов (они и сейчас вроде бы имеются при поликлиниках, но что–то про их активную деятельность давно не слыхать). Не для того, конечно, чтобы гнобить врачей, а чтобы их взаимоотношения с населением изнутри регулировать. Чтобы мы друг друга слышали, понимали, понапрасну не нервировали и придерживались цивилизованных рамок. А то ведь сейчас до абсурда доходит: представительная медицинская комиссия может разбирать безумную кляузу, где красной строкой проходит угроза «я убью этого хирурга!» Зачем вообще принимать ее к рассмотрению? Потому что никто не хочет жалобщика еще больше раззадорить? Да сами же пациенты, уверена, абсолютным большинством голосов предложили бы немедленно такое дело закрыть и забыть! А попечительские советы при школах почему решают вопросы в основном сбора денег с родителей и их расходования? Почему бы им наконец–то не высказаться, конструктивно и с предложениями, по главным проблемам образования — о качестве все еще унылых учебников, к примеру, или о безразмерной ответственности учителей? Разве не поможет «народный контроль» работе ЖЭСов, транспорта, торговли, да везде, где требуются свежий глаз, острый ум и чувство справедливости?

Ты же и сам не раз наверняка замечал, как важен сторонний советчик. Картины небось с женой вместе на стены вешаете дома? С тебя — молоток, с нее — глазомер. Пробу с супа по просьбе супруги снимаешь? Потому что никто не совершенен, и что–то близкое к идеалу можно сделать только сообща, глядя на ситуацию и в профиль, и анфас, и вообще со всех сторон. В быту это работает, почему же мы отказываем совестливым людям в шансе себя проявить? Всем же будет лучше!

Кто–то наверняка скажет: «народный контроль» — это пережиток социализма, когда общественное считалось делом личным. Мол, господа, не нравится — все решайте через суд, как на просвещенном Западе. Знаю, были в этом деле настоящие асы, как адвокат Бартелеми Шасансэ, который годами защищал интересы... мышей. И отстоял–таки их право не убираться с полей! Но ты веришь, что это наш метод? Что так можно призвать к ответу махрового бюрократа? А главное, своевременно снять какую–то насущную проблему?

Я, Роман, вообще за то, чтобы мы оторвались от своих диванов и смартфонов и начали тратить время на что–то стоящее — на то, чтобы улучшить жизнь вокруг. Часы же, целые вечера теряются за бессмысленной писаниной в мессенджерах, за просмотрами того, о чем через неделю уже и не вспомнишь! За обсуждениями Бузовой и Шурыгиной, Бонд и Бумаги, котиков и песиков, внебрачных детей и прогнанных жен... Ну конечно, какие дела на благо общественности, когда пятую программу на россТВ трясут грязное белье Спартака Мишулина и седьмую — Армена Джигарханяна? Ты посмотри, что творится на форумах, какие страсти кипят — люди в эти темы погружены с головой, быстро не вытащишь. Вся их жизненная энергия уходит в песок интернета. Там же, видимо, хиреют и совесть, и желание чем–то заняться, кроме как молотить по клавиатуре. Нет уж, лучше сделать и опростоволоситься, чем не делать ничего и потом театрально вздыхать, мол, «что вы хотели, все как всегда».

gabasova@sb.by


Извращенчество под видом контроля

Роман РУДЬ.
Сейчас расскажу тебе, Люда, как будет выглядеть обыкновенная солдатская казарма после того, как гарнизоны с раннего утра наводнит масса дам, считающих себя «общественными контролерами». Вот одна мама чистит сыну сапоги, другая взбивает подушки, третья подшивает подворотничок... Потому что мальчики устали на вчерашнем марш–броске. Еще одна кормит свою кровиночку домашними разносолами, следующая сноровисто проверяет чистоту оружия, где–то в углу негромко поют колыбельную... Кошмарный сон любого командира да и просто здравого человека. Сделать его явью стремится очередная активистка, направо и налево раздающая комментарии, фамилия ее вроде Гарячкина, точно не помню. Свои устремления эта «общественница» блестяще доказала еще в сентябре, когда повезла сыночку в армию узелок с продуктами и «случайно» попала в район военного полигона под Борисовом и  стала «фоткать» боевую технику. Зачем? Ее задержали военные, вроде суд на три дня ее посадил. Но неймется...  Теперь она, видимо, планирует водить матерей в армию строем под своей командой? Что за анекдот? Чтобы женщины контролировали там ход боевой подготовки частей и подразделений?.. Думаю, эта инициатива, будь она поддержана, приведет к полнейшему разложению армии и превращению этого института мужской закалки в уютные ясли. Дамы, несведущие в вопросах обороноспособности страны, будут в восторге. Потенциальные противники тоже: о боеготовности белорусских Вооруженных Сил станут говорить в прошедшем времени.

А самое–то главное — общественная организация солдатских матерей у нас существует с 1992 года! Посещает воинские части, борется против неуставщины, помогает солдатам справляться со сложными ситуациями. У нее есть адрес и телефон, которые хорошо известны всем молодым воинам и их родителям. К чему же городить огород со вторым, пятым, десятым (как ты пишешь!) объединением «околоармейских общественников»? Я тебе отвечу. Отнюдь не для пользы дела, а исключительно ради саморекламы. Активисты такого рода отлично знают, как на горячей теме создать себе образ неравнодушного человека. Как дешево купить популярность. Как, наконец, снискать хлеб насущный... Но при чем здесь армия? Ну кроме того что она становится предметом для паразитирования личностей, обладающих луженой глоткой? И почему их вообще принимают в Минобороны и Генштабе? Что, других забот нет у командиров? Обжегшись на молоке (Печи), теперь надо дуть на воду и поднимать вверх руки перед командой «активистской»?.. Даже смешно!

К твоему сожалению, Людмила, я на пальцах одной руки смогу сосчитать удачные проекты, в которых представители общественности действительно помогают решать государственные задачи. Обычно это происходит в тех случаях, когда интересы общества представляют люди заслуженные, которым народ вполне может делегировать право говорить от его имени. Например, известные деятели искусства, культуры и науки, руководители крупнейших предприятий и гражданских объединений. Профсоюзы, Союз женщин и так далее. Но если у некоторых за спиной нет ничего, кроме кликушества и административных статей, лично ты сочтешь его достойным защищать твои интересы? Вот и я нет.

А знаешь почему? Потому что «силы добра», которыми пытаются выглядеть такого рода общественники, неизбежно превращаются в абсолютное зло. И справиться с ним помогает лишь Уголовный кодекс. Вспомни печально известный фонд «Город без наркотиков» и его реабилитационный центр. Отличная ведь была идея — помочь наркоманам избавиться от тяжелой зависимости. Только как это происходило? Людей пытали, избивали, вывозили в лес, заставляли копать могилы. Обыкновенные бандитские методы. Несколько человек убили, одного из них — за попытку бежать от заботливой длани общественников. Или взять такое начинание активистов, как борьба с педофилами. Опять все превратилось в разухабистую уголовщину, когда под руку «борцов» попадали и невинные люди, заподозренные «активистами» в нехороших намерениях. Их провоцировали на переписку с несовершеннолетними, а потом на этом основании опять же избивали, унижали, запугивали. Милиции приходилось больше сил прилагать не к розыску реальных извращенцев, а к усмирению таких вот «добровольных помощников». И я не скажу, будто общественники изначально планировали преступления. Они просто не знали других методов для осуществления своих благих намерений. Потому что не юристы и не медики. Словом, непрофессионалы. А ты ратуешь за то, чтобы такие люди приобрели функцию контроля самых мудреных сфер, проникнув, кроме армии, еще в медицину и образование.

Представляешь, что начнется? В операционных будут толпиться активисты, следящие за манипуляциями хирургов. Они станут давать советы акушеркам и дантистам, контролировать ход колоноскопии и зондирования. И с жаром убеждать, что призваны не допустить врачебной ошибки. А на задних партах всех школьных классов обоснуются другие «контролеры», наблюдающие за правильностью преподавания литературы и в особенности истории. Кончится это тем, что и за твоей спиной, Людмила, будет стоять парочка общественников, следящих за слогом, стилем и образностью твоих публикаций. Все ради твоего же блага!

По–моему, такого рода общественники — всего лишь бездельники, не нашедшие себе применения в настоящих делах. Люди, не сумевшие реализоваться в нормальной трудовой деятельности. Они попросту не нужны, в том числе для общественного контроля. С его ролью у нас неплохо справляются пресса и бесчисленные «телефоны доверия», существующие у любого правового ведомства — от таможни до прокуратуры.

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter