Из жизни экзотических видов

В Брестском университете собраны уникальные коллекции бабочек и тараканов
В Брестском университете собраны уникальные коллекции бабочек и тараканов

Нет, наверное, такого ребенка, который бы в школьные годы не занимался коллекционированием. Одни собирают фантики от конфет, другие – машинки, третьи — мобильные телефоны. Четвероклассник Сергей Евдошенко из Бреста удивил своих родителей, когда стал приносить домой в спичечных коробках гусениц и выращивать из них бабочек. А мама и папа восьмиклассника Виктора Демешко вообще боялись за сына и свою квартиру, когда он в аквариум заселил тараканов. Мальчики выросли, поступили учиться на биофак Брестского госуниверситета, а хобби осталось. Детские игры превратились в научные исследования. Теперь один выращивает бабочек, а второй разводит тараканов уже не дома, втайне от родителей, а под пристальным вниманием студентов биофака, в лаборатории генетики и фенетики. Обе коллекции уникальны не только в масштабах Беларуси. Ребята утверждают, что даже на просторах СНГ не сыщешь такого разнообразия разводимых в неволе насекомых — как по видам, так и по численности.

От земного до возвышенного

С Сергеем Евдошенко, бывшим студентом БрГУ, а ныне заведующим лабораторией генетики и фенетики биофака, заходим в бокс, где поддерживаются специальная температура и влажность.

— И где же ваши бабочки? — спрашиваю.

— Здесь личинки и гусеницы китайской бабочки бромеи херзи, которая в неволе разводится с трудом, — поясняет Сергей и обращает мое внимание на большой зеленый букет в вазе. — Это декоративная бирючина, родственница сирени, которую очень любят гусеницы.

Я приглядываюсь повнимательнее. И правда: на ветках полно желто–зеленых гусениц с необычайно красивыми спиралевидными усиками–антеннами. Совсем немного — и они превратятся в красивых мотыльков.

Сейчас в коллекции Сергея 21 вид бабочек, которых он разводит сам. Среди них и распространенные виды, и довольно редкие. Самая красивая из местных видов — малый ночной павлиний глаз. Многих бабочек мы не знаем и не видим, потому что они «оживают» ночью, биология некоторых даже не изучена учеными. Есть в коллекции мотыльки из Китая, Северной Америки, Германии, Великобритании, Чехии...

Сергей сожалеет, что условия не позволяют содержать экзотические виды. Они требуют больших вложений и специального ухода. Еще молодой ученый мечтает построить живую оранжерею бабочек на агротехнической базе университета. Недалеко то время, когда станет модным на свадьбах вместо голубей выпускать мотыльков, считает Сергей. В Подмосковье уже есть ферма по разведению бабочек для торжественных случаев. Может, и в Бресте появится...

Овсянка, сэр!

Если бабочки хоть красивы, то тараканы... Бр–р–р... Разглядывая гусениц бромеи херзи, я боялась зацепить рукой какой–нибудь из аквариумов с тараканами. Тараканы, любимые насекомые студента 4–го курса биофака Виктора Демешко, живут в одном боксе с гусеницами.

— В моей коллекции 16 видов: 14 — тропические тараканы, два — те, которые обитают в жилищах человека — американский и черный, — Виктор достает из аквариума большого, страшного, с длиннющими усами таракана, кладет на ладонь, а я машинально отхожу в сторону. — Не бойтесь, они не кусаются. Это принциссия — гигантский таракан, длина которого почти 9 сантиметров. Вид открыт в 1982 году. А вот тот — мадагаскарский длиною 6 сантиметров, его можно купить в наших зоомагазинах.

Большая часть из расселенной в 30 аквариумах коллекции Виктора — небольшие такие тараканчики, сантиметров по пять, а самый маленький взрослый таракан — 1,8 сантиметра.

Спрашиваю, что будет, если они разбегутся? Виктор смеется. Оказывается, тропические тараканы не смогут жить в университетских аудиториях — условия неподходящие.

— Недавно во время ремонта строители повредили один из аквариумов, несколько пятисантиметровых тараканов сбежали. Через два дня нашлись в нашем деканате. Вот шуму среди сотрудниц было! — Виктор берет в руки родственника беглецов и поглаживает пальцем крылья, а таракан в ответ «трещит» — это звук прохождения воздуха через трахею.

В аквариуме с платиновыми тараканами около трех тысяч особей. Месяца два назад было всего сто. Представляете, с какой скоростью они размножаются? Тараканы едят овощи, фрукты, смоченный водой батон и даже бананы. Для платиновых питомцев Виктор покупает... овсянку.

Сейчас коллекция «живет» в лаборатории генетики и фенетики биофака, а раньше тараканы ютились в квартире родителей Виктора.

— Сначала они их ненавидели, смотрели с отвращением, очень боялись, но через пару месяцев я стал замечать, что мать с отцом и даже сестра стали подходить к аквариумам, садились и наблюдали, как насекомые едят, сами стали кормить, потом начали брать в руки. Тараканы интересно дерутся, когда делят территорию, у них интересные брачные игры. И теперь родители просят, чтобы я у них один аквариум оставлял. Правда, летом, когда уезжал отдыхать, они два вида утеряли — кормили не так, — сетует Виктор. — Как жена относится к моему увлечению? Женился я недавно, поэтому она пока проходит стадию полного отвращения...

С такой коллекцией можно было бы организовать тараканьи бега. Виктор говорит, что это просто: бегают они по стеклянным полосочкам, смазанным вазелином. Тараканы, которых для таких игр используют, у него есть. В России тараканьи бега проводятся, у нас же пока нет интереса к подобным развлечениям...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter