Из редакционной почты

Дети невинны и уязвимы Недавно прочитал, что на конференции по арттерапии и артпедагогике ученые обсуждали, как оградить детские души от вредного воздействия.
Дети невинны и уязвимы

Недавно прочитал, что на конференции по арттерапии и артпедагогике ученые обсуждали, как оградить детские души от вредного воздействия... искусства. Что ж, самое время, по-моему, обсудить это не только ученым, но и всем нам, взрослым.

Когда детей разного возраста спрашивали: чего бы им прежде всего не хватало, окажись они на необитаемом острове, большинство 7-летних ответили, что не хватало бы компьютера. У 12-летних телевизор конкурировал со сверстниками, которые вышли на первое место. У 14-летних опрошенных компьютер - с мамой и товарищами. Трактовать этот ответ можно по-разному. Но на наших глазах происходит культурная мутация.

Мировоззрение современных детей в огромной степени определяется Его Величеством Экраном - телевизионными программами, видеофильмами, компьютерными играми. Экран теперь может заменить ребенку все - книги и игрушки, семейное и школьное общение, традиционные коллективные игры. Ребенок - регулярный потребитель экранной продукции - отгораживается от реального мира, все больше уходит в реальность виртуальную. А кем заселена эта реальность? Вампирами, суперменами, несокрушимыми роботами и злобными маньяками. И этот мир далеко не столь безобиден для психики, как тот мир нашего детства, где Иван-царевич сокрушал Кощея. Для новой виртуальной реальности характерен образ носителя абсолютного зла, страшного существа, от которого не спастись ни крестным знамением, ни приемами восточных единоборств.

Специалисты отмечают: темы и краски детских рисунков становятся все более мрачными, детей с психическими отклонениями все больше, среди детских неврозов сейчас доминируют неврозы тревожности и страха. Все указывает на то, что новая жизнь, новая экранная реальность ведут к деформации и расщеплению психики ребенка.

Конечно, грань между искусством и антиискусством всегда спорна - люди разных поколений, различных культурных и идеологических установок проводят ее по-разному. Но с позиций педагогики и детской психиатрии, с точки зрения родителей нетрудно найти образцы массовой культуры, с которыми нашим детям лучше бы не встречаться. А любые попытки ввести систему широкой общественной экспертизы доступных детям телепрограмм наталкиваются на мощное сопротивление масс-медиа, на разговоры о нарушении прав зрителя и потребителя. Но ведь права должны быть не только у тех, кто зарабатывает на эфире. Стоит вспомнить и о правах ребенка. В принятой ООН конвенции записано: "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы". Согласно конвенции, ребенок имеет право на сохранение своей невинности, значит, имеет право не сталкиваться на телеэкране со сценами и ситуациями, которые могут повредить его внутренний мир.

Стоило бы подумать и о правах родителей - ведь именно они, согласно той же международной конвенции о правах ребенка и нашему законодательству, ответственны за воспитание своих детей. Значит, мы вправе предъявлять претензии к тем организациям, которые нанесли вред ребенку, нарушив, например, устойчивость его психики. Другое дело, что практики такого рода пока нет. А она ой как нужна! Пока не поздно...

Виктор СЕРАФИМОВ, Могилев.

Свобода в рамке

Хорошо быть богатым! Вон гляньте - бомонд. Сливки общества! Красота! И тебе - сотовый, и тебе - суперавто, и тусовки, и место на обложках глянцевых журналов!

Плохо быть бедным, ясный перец! Для него, бедного, даже затрапезный "сэконд-хэнд", как бутик для среднестатистического обывателя. Однако... Однако богатые тоже плачут! Легко ли быть все время под охраной собственных телохранителей? А вечная жизнь на публике, когда ни чихнуть по-человечески, ни... А любовь к вашему кошельку, а не к вам самим? А конкуренция, заклятые враги? Люди бомонда выделяются шиком, зато насквозь пропитаны неестественностью. Когда говорят об элите, то бишь об избранных, имеют в виду и политиков, и артистов. Но вот в чем парадокс: свободный по идее человек сам создает себе рамки и за них - ни-ни! Кстати, это касается не только избранных.

Рыночная жизнь загнала многих людей разных профессий за торговые прилавки. Утро - расставляй товар. День - толпы без конца снующих туда-сюда людей. И у каждого свое настроение, свои проблемы, а с чувством юмора у многих неважно... Однажды была свидетельницей такой картины: покупатель потребовал вынуть курицу из фабричной упаковки: "А вдруг у вас там кот?" Я была почти шокирована абсолютным отсутствием реакции продавщицы. Теперь понятно, почему продавцов так и тянет обозвать торгашами? Но у них работа такая, и постепенно они становятся представителями своей социальной группы... со стервозным характером.

Я сказала: "Человек сам создает себе рамки". А может быть, эти рамки возникают сами по себе? Так сказать, мы незаметно обрастаем ими? То есть, попадая в ту или иную среду, настолько проникаемся господствующим там духом, что вскоре нас уже можно безошибочно вычислить. А потому я думаю: не стоит отдавать себя в жертву условиям, которые убивают в нас простого, нормального, жизнерадостного человека. Согласна даже на то, что мое мнение назовут нетрадиционным.

Галина КИМ, Минск.

Что скрывало покрывало

Я всегда считала, что все люди одинаковые. Поэтому никогда не могла понять расового угнетения и порабощения одних людей другими, геноцида или существования особых прав для "избранных". Хотя сейчас начинаю замечать, что есть и такие индивидуумы, которые считают себя особенными, как покрывалом прикрываются своей избранностью. Причем такие люди встречаются не только в политике или шоу-бизнесе, но даже и среди учеников одного класса. Например, встречая некоторых своих одноклассников на улице или на дискотеке, мне иногда кажется, что я обозналась. Они делают вид, будто мы... вовсе незнакомы. Сначала я думала, что проблема во мне (может, что-то с внешностью или одеваюсь я не в самое модное и дорогое?). Пообщалась с друзьями из параллельных классов - у них такая же ситуация. Получается, что в каждом классе есть как минимум 2 - 3 "избранных" человека: этакая горючая смесь из высокомерия и раздутого чувства собственного достоинства. Они редко снисходят до общения с не принадлежащими к их кругу людьми. Кто-то скажет: "Их право быть такими, какие они есть". Но грустно думать, сколько хороших людей может быть обижено этим показным пренебрежением ко всем, кроме собственной персоны. Но обиды обидами. Однако у "особенных" людей есть еще свойство яростно отстаивать свое (чаще всего мнимое) превосходство над другими. А тут уже недалеко и до травли, силовых методов. И если школьник еще не способен причинить большое зло, то со временем и с расширением его возможностей этот "пупизм" может привести к большим бедам, разве не так?

Александра МЯСНИКОВА, Дзержинск.

Последний долг - он трудный самый

Минувшей весной в нашей семье случилось большое несчастье - ушел из жизни дорогой и любимый человек, ветеран Великой Отечественной войны, наш дедушка Ерон Никифорович Никитин.

Дедушка был тяжело ранен на фронте, после войны вернулся в родную деревню, трудился в колхозе, кормил семью, в которой было шестеро детей.

Когда пришла пора прощаться навсегда, меня мучили угрызения совести, что мало знал о жизни родного человека, недостоверно помнил факты из его военной биографии, да и просто не так часто, как хотелось бы, общался с ним. Ведь и он был частичкой нашей истории, не написанной кем-то с выдуманными именами и фактами, а самой что ни на есть живой и настоящей.

До глубины души потрясло меня отношение военкомата и руководства колхоза к смерти деда. "Извините, ничем не можем помочь..." Да разве в материальной помощи дело? Хватило бы и доброго слова, человеческого участия. С тяжелым сердцем уезжал я из деревни Нивники Миорского района, думая: "А если бы не жена, дети, внуки, как бы вообще его хоронили?" А сколько таких ветеранов, как мой дедушка, о которых пекутся на словах, а в действительности... Почему мы по-людски не можем отдать хотя бы последний долг тем, кому обязаны если не всем, то многим. Может, не нужно громких слов и признаний по случаю очередного праздника ветеранов? Лучше ежедневными заботой и вниманием отдавать им дань уважения.

Павел ШИШКОВИЧ, студент 4-го курса Белорусского государственного технологического университета, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter