Это нам только кажется, что европейскость есть шаг вверх, — нет. Вбок, в лучшем случае

Из лимитрофа в человека

Сначала Батька предоставил всем приграничным народам безвиз.

Народы поехали в Беларусь, сами посмотрели, трохи офигели… но дома у себя сделать ничего не сумели: демократия‑с.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Зато литовцы с поляками в ответ сначала пугали своих же граждан. Потом стали понемногу гадить всем выезжающим. А теперь дошли до закрытия пунктов пропуска. Демократия‑с. «­Лукашенко дал возможность литовцам приезжать в Беларусь по безвизу, а «наши» эту возможность забрали», — с горечью сказали недожурналисткам в Шальчининкае.

Литовские спецслужбы пугают население: от Беларуси исходит угроза национальной безопасности. Это не ландсбергисы с непоседами сделали соседей «точкой G Европы», это ­Лукашенко с Путиным — если такое повторять десятки лет, то что вырастет?

Но и этого показалось мало. «Те, кто регулярно ездит в Беларусь, должны лишиться вида на жительство (ВНЖ) в Литве» — вот какой вопрос выносится на весеннюю сессию сейма. Очень похоже, что общественное мнение готовят к политике «Славянам не место в Летуве».

Этакий маленький прибалтийский нью‑нацизм. Сладкие воспоминания о сметонах и улманисах. А еще о погромах и карательных отрядах.

В ответ один белорусский змагар не выдержал и потребовал: «Эй, дзiкiя жмуды, выплацiце мне падаткi, якiя вы славянiну лiтоўскаму князю Вiтаўту не плацiлi». Вы вот не смейтесь, Витовт действительно писал в хрониках что‑то типа «жмудь разбегалась и хавалась па норах». Так что проценты с тех пор набежали — будьте‑нате. А если каждый бчбанутый свою долю потребует?

Это примерно, как полиция Дании твердо намерена «взыскать с России 4 млн евро за расследование диверсии на газопроводах». Ну, а чё — «Северные потоки» российские? их взорвали? мы расследовали? ну и что, что результата нет, люди ж работали!

В ответ натуральный жмудин, ярый змагар супрацiв лiцьвiнаў порвал на себе майку и заявил, что белорусские калиновцы украли для своей эмблемы... литовского коня. Сымбаль державы аукштайтов. Священный, как цеппелины, Витис! Брали бы коня с опущенным хвостом, не было бы претензий. Но они же взяли нашего, с поднятым, как при дефе… дефенестрации, нет, не так… ну, вы поняли!.. и кто вы, бчбанутые, после этого?!

Что сами они, дикая жмудь, перед тем скрали даже не коня, а и все название страны «Литва», как неверная жена при разводе тайком выносит семейные ценности, — об этом, разумеется, никто вслух не скажет. Иначе ВНЖ можно лишиться вместе с головой.

Не любят наших эмигрантов наши соседи. Понемногу пополняется скорбный список: поляк задушил белоруску в Варшаве. Белорус умер в центральном парке Риги, а другой — в немецком лагере беженцев в баварском Цирндорфе. Белоруса повесили в варшавском следственном изоляторе. Польский военный напал в трамвае на подростка из Беларуси.

­Количество таких случаев будет расти. Потому что верхушке невероятных плевать на тех, кого они сбили с пути. Кого соблазнили. Кого поманили и бросили. И всегда было плевать — а уж сейчас‑то и вовсе.

Одно тянет за собой другое, злом отвечают на недоброе, количество взаимных претензий множится — и вот уже сложно разобрать, что ж там на самом деле было вначале — в этом клубке взаимных оскорблений, нанесенных обид, плодящейся ненависти вплоть до смертей и убийств.

Наружу лезут самые отвратительные национальные черты, о которых и говорить‑то не принято. А что, в Холокосте, проводимом не так и давно поляками и литовцами, — в нем тоже Путин с ­Лукашенко виноваты?

Есть на самом‑то деле только один способ вернуться к человеческому, добрососедскому, братскому сосуществованию. Это — сбросить англосаксонское ярмо с политики, с экономики, с культуры. Со страны. Только тогда все начнет возвращаться к ладному як мае быць.

К сожалению, способ этот доступен только государствам и народам, сумевшим достичь определенной цивилизационной отметки. Беларусь, скажем, сумела. Мы, например, почти сразу выгнали из нашей страны фонды Сороса, не стали терпеть, не испугались. Недавно пришло известие и с другого конца света, от наших друзей: «Власти Зимбабве выдворили миссию USAID», — с грустью сообщил госдепартамент США.

Народы взрослеют, народы растут, народы хотят жить своим умом. Будем терпеливо ждать, когда и до соседей дойдет эта цивилизационная волна. Все‑таки процесс превращения лимитрофа в человека — небыстрый процесс.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter