Из грязи в князи. Туда и обратно

Пресса нуждается в новых лицах и новых персоналиях.
Пресса нуждается в новых лицах и новых персоналиях. В политической проблематике особенно. Но где набраться новых лиц, когда под ногами еще с начала 90-х путаются Шушкевич и ему подобные, говорить о которых все равно, что делать непристойности при детях?

Приходится выдумывать, собирать сплетенки, пробавляться всякой ерундой, выдавая ее за политологию. Во всем этом шуршании есть одна очень небезобидная тенденция. Наша читательская аудитория девственно чиста. И ей можно навязать любого героя. Короткая память многих современников дает уникальные результаты. Благодаря усилиям репортеров в пещеры мозжечков читателей продвинутых газет поселены личности с весьма экзотическими биографиями. Прослеживается набирающая на глазах популярность схема. Вот, скажем, господин Н. До 1991 года он, как правило, отирался в обкомо-райкомовских кабинетах, затем, как типичный эксремент, не утонул на перестроечной волне и, почувствовав вкус власти, смог правдами и неправдами прибиться к избирательному штабу А.Лукашенко. Получив должность, немедленно стал самообеспечиваться, тянуть приятелей и домочадцев, отсылать детей на учебу за границу и т.д. и т.п. Когда А.Лукашенко взял в руку доску и отогнал Н. от корыта - тот бросился в оппозицию, объявил себя носителем истинно демократических ценностей, не теряет возможность всячески оболгать бывшего благодетеля и примеривается к новым кабинетам. Чтобы в очередной раз сесть на загривок белорусскому мужику и продолжить поступательное движение в рай.

Как часто наши публицисты любят повторять заклинание: "В любой цивилизованной стране...". Далее вставляется соответствующая фраза из которой явствует, что Европа, дескать, это не зачуханная Беларусь... Да уж! Где, в какой Европе мелкий ренегат и перебежчик был бы принят за большого и принципиального политика? Где прокурорский следователь, тихонечко ворующий служебные документы, был бы возведен в ранг честного человека? Где еще генерал, давший команду избить депутатов парламента, мог бы через полгода после этой дикости стать любимцем тех же самых избитых политиков?

Только в столь перевернутом политическом мире, как у нас. И отдельное спасибо за это нужно сказать тем журналистам, которые за пучок редиски выписывают благостные портреты подлецов и вбивают в голову легковерным, что те, мол, большие праведники.

В данном случае цель не имеет значения. Ведь жизнь не кончается той или иной политической дискуссией, даже если трижды назвать ее "судьбоносной". Ну не нравится кому-то Президент А.Лукашенко. Так скоро будет предоставлена демократическая возможность выразить к нему отношение. Но подумайте, господа, о детях. Пройдохи, которых вы тянете за собой на аркане, смогут стать большими руководителями. Хотя известно, что предавший раз ни при какой погоде не останавливается. Так что те, кто сегодня заламывает руки, что мы, дескать, "не дайшлi да Беларусi", опасно манипулируют будущим страны.

"СБ" много писала на эту тему. Разумеется, мы не стоим на той точке зрения, что в нашей стране единственный политик - ныне действующий Президент. У нас, повторяем, есть возможность вполне демократического выбора. Другое дело, что самый субъективный социолог сегодня отметит, что между А.Лукашенко и иными политиками огромный рейтинговый разрыв, который случайностью никак не назовешь. Вкратце объяснение здесь следующее: А.Лукашенко отвечает ожиданиям белорусов. Другие политики в большинстве своем успели себя скомпрометировать. И совсем не тиражи государственных и негосударственных газет тому причиной. Общественное мнение - штука очень резонансная. И хотя людям, по определению, свойственно ожидание перемен, здравомыслящие граждане понимают: сегодня общество находится в таком состоянии, что крутые изменения будут не только болезненны, но катастрофичны. Интеллигентный библиотекарь, которая с трудом сводит концы с концами, внутренне понимает, что при победе либеральных подходов ее библиотека, которая худо-бедно снабжается из муниципальной казны, будет закрыта. Нет в странах с рыночной экономикой такого института - городские и районные библиотеки! Это, конечно, не значит, что она умрет с голоду, но на биржу труда походить придется. И актер, который сегодня произносит антипрезидентские спичи, поплетется туда же. Потому что сегодня как-никак, но его театр субсидируется. А как будет завтра, он может спросить у некоторых писателей, пламенных пропагандистов свободного рынка, чьи книги на этом самом рынке не выдерживают никакой конкуренции с Марининой и Акуниным. И рабочие МАЗа и МТЗ в полной мере почувствуют горький вкус рыночных свобод, когда любой мало-мальски грамотный менеджер, в первый же день работы в новых условиях уволит несколько тысяч человек.

Конечно, из всего этого не следует думать, что у нас все идеально или даже просто хорошо. Проблем много, они болезненны, их нужно решать. Но не тем же, кто успел себя зарекомендовать ворами, льстецами и приспособленцами? Но пресса продолжает подсовывать обществу "новых" героев...

Похоже, однако, что наиболее объективные журналисты начинают понимать, какую нравственную опасность представляет поставленная на поток работа по околпачиванию широких масс. Процитируем "Белорусскую деловую газету"

: "Мы добросовестно слепили новую категорию героев. Назовем их условно раскаявшимися. Началось все с мальчика по имени Олег Батурин, который служил себе спокойно в кадровом управлении МВД, выписывал удостоверения сотрудникам - в общем, был чем-то вроде секретаря-машинистки. А потом захотел за границу и состряпал историю о том, как он провоцировал участников "Марша Свободы" бросать камни, а потом этих же спровоцированных задерживал. А мы, в свою очередь, сделали из мальчика героя. Масса несоответствий в его рассказе, кстати говоря, никого не заинтересовала. Важно для всех было другое - представитель мощной машины под названием "милиция" больше не может молчать. Вот он кается, вот он сваливает за границу, прихватив еще и брата с подружкой, вот он просит политического убежища, а мы рукоплещем, не понимая, что выглядим идиотами.

Надо сказать, мальчик Олег даже прежнего посла США Дэниела Спекхарда выставил, мягко говоря, не самым сообразительным человеком, но иностранные дипломаты-то ладно - им все равно нипочем не разобраться в нашей ... жизни, им непонимание простительно. Но, помню, крайне меня удивил Анатолий Лебедько, прокричавший на одном из митингов в едва ли не религиозном экстазе что-то вроде: "Настоящему милиционеру, герою Олегу Батурину, - наше троекратное ура!" И еще больше удивила толпа, радостно подхватившая это троекратное ура. Неужто видавший виды Толя кричал всерьез? Или для него это было политической целесообразностью? В любом случае, зрелище было глупое. И смешное. Как если бы перед забором, на котором написано слово из трех букв, народ бухался на колени и неистово молился на эту надпись".

Далее "БДГ" продолжает: "Но вот героизм тех двух следователей, что работали по "делу Завадского", а потом уехали и начали разоблачать "эскадрон смерти", вызывает большие сомнения. Они, правда, честно признались, что боятся умереть. Страх - это понятно всем. Он объясняет многие человеческие поступки. Но почему должно было пройти столько времени, прежде чем они начали говорить? Ведь Случек и Петрушкевич рассказали о заказанной Олегом Божелко специальной аппаратуре для поиска трупов. С помощью этой аппаратуры он, возможно, предполагал найти Завадского... после чего был снят с должности генерального прокурора. Но, пардон, это - прошлогодние события. И не следовало ли им начать бить в барабаны и трубить в трубы еще тогда? Ведь каждая минута в расследовании "дела Завадского", потраченная впустую, отдаляла от истины (которую, к слову, так и не нашли, как и самого Завадского). Долго же нам ждать пришлось пробуждения совести. Хотя проснулась в результате не совесть, а страх".

"Но вот последние тенденции, - продолжает газета, - в нашем замечательном обществе совсем удручают. Уже и Наталью Машерову наивный народ готов считать национальной героиней: как это смело, как отважно - выдвинуться в президенты! А потом, не выдержав давления, сойти с дистанции - как жаль, как печально, бедная слабая женщина, надавил на нее супостат и сломал... И никто уже не хочет вспоминать влюбленный, преданный, коровий взгляд, адресованный Лукашенко, никто не помнит "Новую народную газету", которую редактировала Машерова (а между тем "Новая народная газета" могла дать фору даже "Славянскому набату"), никто не задумывается о том, что Наталья Петровна никогда самостоятельной фигурой не была - вечная ведомая, - и все дружно пытаются не задавать самим себе вопрос, кем именно она была ведома в этой истории. "Я женщина слабая, беспомощная" - вот и славненько. На Доску Почета ее!

Но самое забавное - то, что в галерею героев нашего времени рвется Иван Титенков, пытаясь заодно втащить туда и Олега Божелко. Давеча в "Новых Известиях" он вообще заявил, что отрекается от Лукашенко на веки вечные, при этом прекрасно понимая, что бывший друг и соратник наверняка попытается ему отомстить, но чего только не сделаешь ради спасения собственного народа. Эй, Иван Иванович, вы что, некачественного пивка с устатку хлебнули? Иначе с какого такого бодуна вам народ пригрезился? Или вы всерьез полагаете, будто умнее этого самого народа, и он вам поверит? Самое смешное, что народ-то, может быть, и поверит. И если на стенах минских домов в конце концов появятся надписи "Титенков - наш президент", а Анатолий Лебедько на ближайшем митинге предложит прокричать троекратное "ура!" Ивану Титенкову - вот смеху-то будет!

Я вовсе не утверждаю, что их всех не нужно выслушивать и печатать их публичные "отмежевалки". Бога ради, пусть изобличают, разоблачают, брешут о собственной честности и любви к народу, выливают ушаты дерьма на своего лидера. Пожалуйста, бумага все стерпит. Но не стоит всему верить. Не стоит из дерьма лепить героев - не тот исходный материал. Не стоит полагать, будто это заговорила совесть. Потому что у вчерашних соратников, которые сегодня почем зря костерят Лукашенко, органы, отвечающие за совесть... атрофировались. Их нужно просто использовать в собственных целях. А потом - выбросить, как туалетную бумагу. Ибо место их именно там - в мусорной корзине у параши", - заключает "БДГ".

Сильно сказано! Как там у поэта: "Удивительно остро, искристо, свежо"... Хорошо, чтобы читающая общественность прислушалась к мыслям автора. Ей-Богу, они весьма актуальны.

Впрочем не только серьезные журналисты, но и пересмешники из выходящей в Минске газеты "Навiнкi" обратились к животрепещущей теме, неразборчивости прессы и "тушинских перелетов". "Навiнкi" пишут, что на нее также большое впечатление произвело интервью бывшего управляющего делами Президента, ныне кандидата в демократические любимцы Ивана Ивановича Титенкова. Для полноты чувств они воспроизводят легендарный снимок, на котором Титенков публично рвет бело-красно-белый флаг... Сейчас те, кто кричал о готовности умереть за "сымбаль", аплодируют Ивану Ивановичу и вообще готовы поставить его в один ряд с Ластовским и Ларисой Гениюш. Отмечая инвективы Титенкова в адрес Президента, юморист из "Навiнак", подписавшийся Иуда Искариот, говорит, что ранее в подобном ключе посыпали голову пеплом известные "оппозиционеры", верой и правдой служившие Президенту, а потом сменившие ориентацию. Г-н Иуда приводит забавный список, в котором фигурируют Богданкевич, Лебедько, Захаренко, Чигирь... и другие знатные "перебежчики". Автор замечает, что "перебежчики" нынче размножаются почкованием, и делает вывод: "Тенденция, однако". Чтобы облегчить задачу разного рода ренегатам, мечтающим сменить кормушку, которые вскоре также могут выступить в прессе с гневными заявлениями против "ненавистного режима", редакция "Навiнак" предлагает для успеха уже готовый трафарет, куда надо только внести несколько имен и названий.

Все 6 пунктов трафарета взяты из публичных выступлений первопроходцев жанра, кающихся "грешников", готовых, впрочем, опять воодрузить свои зады в руководящие кресла

: "1. Александр Григорьевич предложил мне помочь ему в период президентской компании. Я согласился, так как подумал, что молодой энергичный руководитель, пришедший к власти, сможет поднять экономику страны, улучшить благосостояние простых людей.

2. И я взялся за дело. Пришлось заново налаживать (уточните название вашего ведомства. - "Навiнкi".). После моего прихода был создан творческий коллектив из специалистов различных отраслей народного хозяйства. Мною с самого начала была поставлена задача (уточните, какая конкретно - "Навiнкi".). И это, как известно, мне удалось.

3. Что стало причиной моей отставки/ареста (нужное подчеркнуть. - "Навiнкi".), мне до сих пор неизвестно. Возможно то, что я всегда говорил правду Александру Григорьевичу просто в глаза, всегда имел собственное мнение. Я уверен, что, если бы было побольше таких же принципиальных, ответственных руководителей, как я, не было бы такой катастрофической ситуации в стране.

4. Хочу отметить, что за время моего нахождения на должности (уточните свою бывшую должность. - "Навiнкi".), со страниц газет меня неоднократно обвиняли в темных делах, к которым я на самом деле не имел никакого отношения. Только потом мне стало известно, что эти газетные статьи были оплачены моими недоброжелателями.

5. Сколько меня не искушали и не запугивали, я ни одного раза не нарушал закон и не принимал участия в преступной деятельности. Так что компромата на меня нет и не будет.

6. Я бы мог рассказать и о весьма темных сторонах деятельности власти, назвать конкретные имена коррумпированных чиновников, показать документы об их счетах в швейцарских банках, но пока еще не настало для этого время".

Публикуя смелое "ноу-хау" редакции газеты "Навiнкi" мы, в качестве комментария, может лишь вздохнуть
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter