Дирижер Владимир ОВОДОК вызвал овации у зарубежной публики

Итальянские каникулы

Наша земля богата на музыкальные таланты. Но много ли вы знаете белорусов, об успехах которых  пишут итальянские СМИ? Знакомьтесь: Владимир Оводок, 33 года, дирижер симфонического оркестра Белтелерадиокомпании, преподаватель Белорусской государственной академии музыки.


Один  из  двухсот


Владимир взлетел на итальянский оперный олимп еще в 2015-м. Произошло это не вдруг и не в одночасье.  Молодому дирижеру пришлось немало поработать, чтобы получить похвалу самого Риккардо Мути. А дело было так. В какой-то момент всемирно известный маэстро, у которого никогда не было учеников, захотел открыть свою школу. В его Итальянскую оперную академию ринулись сотни желающих. Прослышал о ней и Владимир, тогда руководивший оркестром Белорусской государственной академии музыки и стремившийся попасть на всевозможные мастер-классы к великим музыкантам. Послал свой диск, к слову, записанный с симфоническим оркестром Московской филармонии. Потом — несколько месяцев ожидания, и наконец звонок: «Приезжайте в Равенну!» Уже на месте он узнал, что из двухсот желающих выбрали лишь десять. С постсоветского пространства он был единственным. А к учебе и дирижированию оперы Верди «Фальстаф» допустили и вовсе четверых. Оводок — среди них.
Мечта Владимира — привезти в Минск Риккардо МУТИ.
Фото Олега Красовского


Владимир неохотно об этом говорит, но очевидно, что музыкальность белоруса сразу приглянулась Мути. Оводок, тогда еще не очень хорошо говоривший по-итальянски, достаточно быстро нашел общий язык с маэстро, кстати, слывущим достаточно сложным человеком. Они обсуждали итальянскую оперу, Верди и даже какие-то философские вопросы. И, конечно, репетиции, репетиции, репетиции.

От других музыканта отличало еще и то, что он поселился не в гостинице, а за городом в палаточном кемпинге. И дело вовсе не в отсутствии средств. Говорит, на берегу моря было проще восстанавливать силы после тяжелых репетиций, в тишине и на свежем воздухе готовиться к следующему дню.

Все это произошло три года назад. И, собственно, вовсе не обещало светлого будущего. Но на следующий год Владимира снова пригласили в академию Мути.

— Конечно, я поехал, — говорит он. — Понимал, что у маэстро можно учиться бесконечно. Через год меня позвали снова. Это уже был третий выпуск академии. То есть у маэстро был выбор из двенадцати его учеников.  И вдруг оперной трилогией на Равенна-фестивале он приглашает дирижировать именно меня.

Владимир до сих пор точно не знает, почему такая честь выпала именно ему. Это знаковый фестиваль, на который обычно приезжают настоящие мировые звезды типа Гергиева. А тут молодой белорус, да еще и три итальянские оперы:  «Тоска»  Пуччини, «Сельская честь»  Масканьи и «Паяцы» Леонкавалло. Здесь надо сказать браво Мути, который не побоялся доверить неитальянцу сыграть на этой земле таких три абсолютно разных шедевра.

— Маэстро в личной беседе спросил, какая из опер мне меньше всего удается? Я честно признался: на то время наибольшую сложность у меня вызывала «Паяцы». Он удивился, потому что думал, что я скажу «Тоска», ведь это непростое трехактное полотно. Он уверил меня, что с оперой «Паяцы» все будет хорошо. Что и случилось. Более того, в октябре этого года я снова дирижировал этим спектаклем в городе Пьяченца, где мы получили большие овации.

Три  раза  по  три


К октябрьским «Паяцам» мы еще вернемся. А пока 2017-й и оперный триптих. Владимир получил трехмесячный контракт и приступил к репетициям. Впереди — девять спектаклей: трилогия повторялась три раза. Плюс еще три открытые репетиции для молодежи – так в Италии пропагандируют это искусство.

— Зная, что мне предстоит такой оперный марафон, стал качать мышцы. В Минске начал ходить в тренажерный зал, когда уже оказался в Италии, делал комплекс ежедневных упражнений, чтобы выдержать такую нагрузку.

И что в итоге? Конечно, успех! Маэстро четыре раза был на спектаклях Оводка, что можно считать большой честью. Он любит прийти инкогнито, не смущая и не будоража дирижера и музыкантов. И как узнать его настоящую оценку проделанной работе? В случае с Владимиром произошло так: через несколько месяцев после окончания контракта позвонил артистический директор Мути: «А вы разве не знаете, что у вас спектакль скоро?» Оказалось, этой осенью в Пьяченце собираются повторить тех самых «Паяцев».

Владимир с восхищением рассказывает про эту постановку. Ее режиссер — супруга Мути Кристина. Она всю жизнь блистала на сцене в качестве певицы, а в последние несколько десятков лет выступает в роли постановщика. В свою команду она приглашает лучших специалистов со всего мира. Нынче были дизайнеры, которые шьют костюмы для Голливуда, а художник по свету – интернациональная команда из Франции, Англии и других стран. Работа последних была очень важна, ведь декораций как таковых не было: все создается светом, при этом ощущение полной натуральности. Словом, при достаточно классической режиссуре были очень современные эффекты, можно даже сказать, некая кинематографичность.

— Я могу  долго  рассказывать и восхищаться Мути. Но все это не то: лучше, конечно, услышать его живьем.  И сейчас моя самая большая мечта  – привезти маэстро в Минск. Вы удивитесь, но такая возможность есть. Италия ежегодно проводит фестивальный обмен, который называется «Дороги дружбы». В этом году Мути со своим оркестром был в Украине. На следующий  у него тоже есть свои планы, а вот на 2020-й –

нет. То есть наша страна вполне могла бы принять «Дороги дружбы». Более того, благодаря усилиям Владимира в этом заинтересована и итальянская сторона. Они хотят поближе познакомиться  с нашей страной и ее музыкантами и, как следствие, открыть ее для музыкального мира. Главное препятствие для этого – финансы. Хотя, по сути, нашей стороне надо потратиться не так уж и глобально: оплатить перелет оркестра. Все расходы за маэстро итальянская сторона берет на себя. А вы только представьте, какой концерт можно было бы сделать, например, на День Независимости!

КСТАТИ

Итальянский журнал Connessi all’Opera написал рецензию на оперу «Паяцы»: «Наилучших оценок заслуживает молодежный оркестр и дирижер Владимир Оводок. Они продемонстрировали превосходное исполнение: прежде всего красоту звучания в целом и мастерство исполнения отдельных частей, а также способность передать стремительный порыв поэзии веризма, не впадая в крайности, а напротив, придавая ей большую остроту благодаря пластичной, гибкой фразировке, всегда тончайше выверенному звучанию в драгоценном смешении тембров и оркестровому движению, всегда дышащему с певцами. Поразительно, как молодой маэстро, неитальянец, продемонстрировал столь глубокое знание партитуры и возродил в своем прочтении, свободном от искушенных штампов, ее совершенство, с особым вниманием к инструментальности, в то же время не потеряв из поля зрения целое. Вероятно, Владимир Оводок открыл клад учения Риккардо Мути, у которого в 2015 году он учился в Итальянской оперной академии».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter