Исцеляющая радость

О благотворительности

Новогодне–рождественский январь мне, как и многим, приятен своим предвкушением праздника: неутомительной суетой, домашними хлопотами, подарочными заботами. А еще в нем мне нравится необычное ощущение, когда хочется безвозмездно дарить радость и улыбки окружающим и чувствовать, что весь мир вокруг становится спокойнее и добрее.


Мне всегда трудно спорить о том, нужно ли помогать просящему милостыню или поющему в переходе. Взвешивать все «за» и «против», почему этот или другой человек не хочет напрягаться на рабочем месте, предпочитая такой способ заработка. Не спорю я обычно, даже внутренне. Есть чем — помогаю. Я бы назвала это вялотекущей благотворительностью. В такой, подозреваю, хоть раз участвовал каждый.


Но вообще–то, конечно, я за организованную благотворительность, когда ясно: кому, зачем и почему. Даже если эти категории остаются неизменными: сироты, больные дети, большие семьи, для которых чужая помощь чувствительна. И думаю, ничего удивительного в том, что вся концентрация общечеловеческого участия и заботы обрушивается на них именно под Новый год и на Рождество. Просто в эти дни с нами всегда живет предчувствие чуда.


И чем больше способов принять добрую волю — тем лучше всем: и ждущим помощь, и ее дающим. Таково мое субъективное мнение. Потому что не каждому по силам путь в детский дом или в дом престарелых. Хотя, знаю точно, есть немало и таких волонтеров. Но когда загружаешь пакеты к празднику, ищешь подарок ребенку и наталкиваешься на крохотную «Елку желаний», увешанную письмами детворы из приюта Деду Морозу, — ты не пройдешь мимо. Как правило, с деньгами расставаться всегда тяжело. Но в этот раз что–то заставляет пойти к витринам и выбрать обожаемую «Барби» чужой маленькой девочке, как своей собственной.


Алла Смоляк, председатель Гомельской областной организации Белорусского общества Красного Креста, ведет множество благотворительных проектов. Под Новый год их число возрастает в разы. И в разы, говорит она, ежегодно растет число тех, кто откликается на просьбу о помощи. Ныне впервые детские «Елки желаний» областного Красного Креста появились не только в Гомеле, но и в районных центрах. И везде они собрали множество именных подарков для всех воспитанников детдомов, интернатов, приютов области.


— Люди стали добрее? — интересно, что является движущей силой.


— Думаю, стали отзывчивее и чувствительнее, — у Аллы Викторовны многолетние наблюдения на этот счет. — Ведь, делясь, получаешь ни с чем не сравнимую легкость на душе.


Предновогодье в Гомельском государственном профессионально–техническом колледже художественных промыслов начинается где–то за полтора месяца и развивается по однажды принятому сценарию. Елена Алексеенко, его директор, точно знает, что культуру благотворительности можно и нужно воспитывать. В эти дни ребята своими руками мастерят подарки и придумывают сюжеты мини–представлений, с которыми пойдут к самым разным детям, здоровым и больным. Руководитель колледжа считает, что социальная ответственность должна стать нормой. Если с детства и юности взращивать сочувствие, умение принимать чужую боль, помогать ближнему, это в конечном итоге на пользу всем — и человеку, и обществу.


Кстати, польза благотворительности оказалась категорией вполне осязаемой и научно обоснованной. Не только для тех, кто ее получает. Здесь все понятно. Но и для тех, кто дает. Заведующий кафедрой психологии Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Сергей Жеребцов открыл мне глаза на психолого–терапевтический эффект бескорыстия: «В последние годы по этой теме проведено много исследований, и все они показывают: стоит человеку включиться в благотворительность, как он успешно преодолевает собственные проблемы. Сейчас довольно часто психологи советуют клиентам — в трудных жизненных ситуациях начать помогать другим. То есть польза благих душевных порывов обоюдная, она приносит исцеляющую радость и принимающим, и дарящим». Поверьте, так происходит на самом деле.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter