Исцеление тела и души по-нарочански

Белорусские  туристы  стали  культурнее,  но  мусор  еще  бросают  мимо  урн

Белорусские  туристы  стали  культурнее,  но  мусор  еще  бросают  мимо  урн

Поговаривают, что некогда в этих краях жила некрасивая девушка, но со светлой душой. Влюбленному в нее прекрасному юноше волшебник подарил зеркало, поглядевшись в которое его избранница и сама превратилась в красавицу. Но счастье было недолгим: приглянулась она местному магнату. Забрал он ее в свои палаты и разлучил влюбленных. Тогда прокляла девушка волшебное зеркальце и разбила его вдребезги. Где упали осколки, забили криницы и затопили дворец, а на его месте появилось прекрасное озеро. Кто гляделся в него, становился лучше телом и душой. Такая легенда сложена про Нарочь. Но, говорят, сказки на пустом месте не родятся. Жемчужина Беларуси —Нарочанский край и впрямь обладает какой-то магической силой. А его красота просто завораживает. Дабы сохранить эти удивительные места, семь лет назад здесь был создан Национальный парк «Нарочанский»… 

Пожалуй, на Нарочи не бывал разве что ленивый. Это сродни французскому Лазурному Берегу или испанской Коста Браве. Если отдыхать и не доводилось, то, по крайней мере, слышали об этом крае все. 

Общая площадь самого молодого Национального парка «Нарочанский», на территории которого расположились более десятка санаторных учреждений, пляжи, туристские стоянки, составляет почти сто тысяч гектаров. Впрочем, отдыхать можно далеко не везде: здесь есть такие места, куда вход отдыхающему закрыт. Как и любое природоохранное учреждение с таким статусом, он состоит из ряда заповедных территорий, зоны регулируемого использования. Рекреационная же зона занимает всего 1,2 процента от всех площадей парка. Но и это, судя по всему, немало. 

Сказать, что на Нарочи сейчас разгар сезона, не сказать ничего. Санатории расписаны до октября, на турстоянках, которых, кстати, к этому сезону подготовлено два десятка, яблоку негде упасть. Еще бы, все они расположены на побережье 11 живописных озер, оборудованы малыми архитектурными формами, столами со скамеечками, стационарными кострищами (плюс подвоз дров), контейнерами для мусора и туалетами. Кстати, опрос ребят на одной из таких стоянок показал, что все они готовы отдыхать с минимальным вредом для окружающей природы. 

Отмечу, что места для туристских стоянок были выбраны не случайно. По словам заместителя генерального директора по научной работе Национального парка «Нарочанский» Валерия Люштыка, проводился тщательный отбор, чтобы не навредить редким растениям, животным, не нарушить гидрологический режим. 

Пребывание здесь, то есть проживание в палатке, обходится отдыхающим в  1200 рублей в сутки, плюс за стоянку машины еще 500 рублей. Недорого. Есть и категория людей, которые освобождены от этой платы, – это ветераны, участники войны. Для тех, кому походная романтика не по душе, здесь же, в частности недалеко от территории оздоровительного лагеря «Зубренок», имеется кемпинг на 33 места. И питание в стационарном пищеблоке. Как рассказал Валерий Семенович, в сезон на таких турстоянках отдыхает до 10 тысяч граждан. По данным на 1 августа 2006 года, туристские стоянки уже посетило более 9 тысяч человек. 

Большая часть отдыхающих здесь рыбаки. И это неудивительно – в округе столько озер! И рыбы в достатке, поскольку озера нацпарка активно зарыбляются и охраняются. Только в озере Нарочь и других крупных водоемах, в числе которых Швакшты, Мядель, до 25 видов рыб. Наиболее распространенные – щука, окунь, плотва, карп… А вот угря ловить нельзя. «Мы активно предупреждаем рыбаков о правилах ведения рыбалки, — говорит собеседник. — Чтобы приступить к ловле рыбы, нужен разрешающий документ. Путевка обойдется вам в 3100 рублей. Продавая ее, вам обязательно пояснят, что можно, а что запрещено». 

И все же, несмотря на активную пропагандистскую работу (кстати, вот уже год, как информацию экологической направленности о крае активно распространяет здешний эколого-просветительский центр), культура отдыхающих оставляет желать лучшего. Но, как философски говорит об этом Валерий Люштык, туристы по всему земному шару доставляли и будут доставлять проблемы, поскольку они люди беспокойные и любопытные. По его словам, в «Нарочанском» некоторые отдыхающие, несмотря на предупреждающие знаки, по-прежнему нарушают режим заповедной зоны. А иногда — видимо, полагая, что больше сюда не вернутся, — оставляют после себя необорудованные кострища, горы мусора. 

«Некоторые даже, невзирая на расположенный рядом контейнер, бросают бумажки мимо него», — сетует Валерий Семенович. Поэтому национальный парк содержит уборщиков территорий. Есть и специальная машина для вывоза ТБО. Самая большая нагрузка для этих служб приходится обычно на понедельник, когда народ разъезжается после выходных. 

Другая проблема касается небрежного обращения с лесом. «Есть ведь специально проложенные для прогулок тропинки, — поясняет заместитель гендиректора, — но некоторые ходят собственными путями. А в итоге это вытаптывание приводит к деградации отдельных участков леса…» И все же за семь лет работы нацпарка ситуация стала несколько лучше. «Наверное, привыкая к культурному поведению в городе, — предполагает собеседник, — люди переносят это цивилизованное отношение на природу. И все больше людей понимает: если на Нарочи красиво, пусть эта красота сохранится». 

Сегодня нацпарк предлагает 18 туристических маршрутов. В их числе и экологические. Например,  развивается столь редкий пока у нас орнитологический туризм. По словам Валерия Люштыка, последние два года в мае Нарочь посещают группы орнитологов из Германии. И хотя в силу географического расположения на территории нацпарка нет такого видового многообразия птиц, как, скажем, на Полесье (здесь зафиксировано более сотни видов птиц), интерес к ним есть. 

Еще один популярный вид экотуризма – водный. Как отмечает Валерий Семенович, сотрудники нацпарка, как правило, в мае проводят тестовые туры по реке Страче, частично протекающей по территории «Нарочанского». «Эта река достаточно сложная, — рассказывает Валерий Семенович, — со своими переходами и перепадами, живописными видами, поэтому и вызывает интерес. На сайте нацпарка прописываются те участки, по которым можно сплавляться. Это могут быть и многодневные маршруты. Нужно лишь захватить с собой плавсредства (нацпарк ими не располагает). Также можно путешествовать по озерам Нарочь и Мядель».   

Притягивает соотечественников и гостей Беларуси уникальный природный комплекс, расположенный на территории нацпарка, — Голубые озера. Там среди холмов высотой 30—50 метров расположены чаши лесных озер. И каждое из них особенное. Болдук, например, отличается очень холодной водой, воды Глубли зеленоватые и очень чистые, в Ячменьке — солоноватые. Полюбоваться этим великолепием можно, совершив экскурсию по экологической тропе протяженностью около 3,5—4 километров. Пройти ее можно за 2—3 часа. Здесь есть стоянки, где можно передохнуть. 

Кстати, природный комплекс славен и своей флорой: здесь произрастает около 500 видов растений, среди которых более 20 редких охраняемых видов. 

Говоря о видовом многообразии, грех не вспомнить о появившемся не так давно между озером Мядель и курортным поселком Нарочь дендрологическом саде. Этот проект, по словам Валерия Люштыка, родился в тесном сотрудничестве с Центральным ботаническим садом НАН Беларуси. Ученые помогали в подборе, высадке и наблюдении за растениями. Сегодня экспозиция насчитывает более 260 видов растений, преимущественно древесно-кустарниковых. Многие из них не произрастают на территории Беларуси. «Территория дендросада, – поясняет собеседник, — условно разбита на несколько материков, по группам произрастающих там видов. Многие растения уже прижились». 

…Но, как говорится, в каждой бочке меда своя ложка дегтя. Есть она и на нарочанской земле. Речь об экологическом состоянии озера Нарочь. В первый раз этой проблемой государство озаботилось в начале 80-х годов прошлого века, утвердив специальные мероприятия по комплексному использованию и охране водных и земельных ресурсов бассейна Нарочи. Тогда многое было сделано: с берегов убрали фермы и посевы сельхозкультур, вдоль озера создали лесозащитные полосы. Но, видимо, проблему полностью не решили. Да и, кроме того, пришла новая беда: церкариоз, или, как говорят в народе, зуд купальщика. 

В связи с этим были разработаны очередные спасительные мероприятия — Государственная программа экологического оздоровления озера Нарочь, инициированная главой государства и принятая в феврале 2005 года. Программа рассчитана на 4 года. «На середине пути, — комментирует Валерий Люштык, — уже подтвердилась правильность принятия решения. Программа включает в себя газификацию здравниц и курортного поселка, которая позволит уменьшить число выбросов в атмосферу. Реконструкция канализационного коллектора поможет добиться большей чистоты вод и побережья. Что немаловажно, приводятся в порядок животноводческие фермы, машинные дворы. Учеными отработан вопрос переспециализации сельского хозяйства, что будет также способствовать снижению загрязняющих веществ на водосборе». Речь в программе идет и об обустройстве территорий, создании новых или наполнении имеющихся экологических маршрутов и т.п.  

Программа должна решить и медико-экологическую проблему церкариоза, которая проявляется летом. «Проблема изучена, — отмечает заместитель гендиректора, — но надежного решения еще не найдено. Ученые предпринимали ряд попыток гуманным способом удалить птиц из прибрежной зоны, пробовали использовать лечебные подкормки, убивающие паразитов. Есть мнение, что решить проблему можно через создание специальных мазей для купальщиков, предохраняющих их от болезни... Итоги этой работы будут подведены в конце года». 

Впрочем, и в этом несложно убедиться, побывав на Нарочи, решение проблемы тормозят… посетители. Лебеди и чайки, занимающие не последнее место в болезнетворной цепочке, практически постоянно находятся в прибрежной зоне: невзирая на запреты, их с удовольствием прикармливают отдыхающие, которые сами же потом страдают. И разорвать эту цепочку не так-то просто… Пока же все пляжи в профилактических целях оборудованы душевыми установками. 

Но, к сожалению, мытье после купания решает проблему не на сто процентов. Паразит попадает в кожу человека приблизительно за 3—4 минуты. А какое купание бывает столь коротким? В итоге — покраснение и зуд. К счастью, личинки-церкарии вскоре погибают, и проблема решается приблизительно в недельный срок. Но… отдых, увы, безнадежно испорчен. Однако, как и на любой вирус, не всякий организм реагирует на этот раздражитель. Потому далеко не все купальщики жалуются на проблемы. Как ни странно, не знакомы с ними и отдыхающие турстоянок. Этот феномен, по словам Валерия Люштыка, обязательно будет изучен. 

Есть у курортного региона и другие проблемы, которые также находятся в стадии решения. Речь о его инфраструктуре. В частности, набор предлагаемых туристу развлекательных услуг мог бы быть больше. Это же касается современного инвентаря, к примеру, плавсредств для водных развлечений. Требует усовершенствования местная система общепита. Конечно, многое в этом направлении делается. Кроме того, по словам собеседника, есть много планов. Например, организовать в курортной зоне гастрономический тур, построить аквапарк… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter