Исцеление от эрудиции

Кроме денег, малому бизнесу не хватает интеллектуальной инфраструктуры

Кроме денег, малому бизнесу не хватает интеллектуальной инфраструктуры для движения вперед

В последнее время государство всерьез занялось малым бизнесом. В хорошем понимании этого слова: законодательство меняется в лучшую сторону, появляются налоговые послабления, даже кредит под льготную ставку можно получить в некоторых случаях… До полной идиллии еще далеко, но импульс для движения вперед есть. Осталось только расправить паруса и ловить попутный ветер. Но не тут-то было. Макроэкономический «лот» констатирует: скорость бригантины малого бизнеса практически не изменилась. Даже скучно читать каждый год одни и те же цифры: доля в ВВП – 9—10 %, по количеству рабочих мест – 13—15 %. А где же пресловутая эффективность, когда люди не по найму, а сами на себя? По странной случайности эффективность труда в МСБ, как минимум, раза в полтора ниже, чем в среднем по экономике. И мечта взвалить на малые предприятия 30 % ВВП становится несбыточной. МСБ упорно развивается количественно, но не качественно: при благоприятной административной политике интеллектуальной инфраструктуры для его развития так и не появилось.

И это при беспрецедентных льготах по сравнению с большими предприятиями. А если убрать преференции… Малый бизнес вовсе умрет, хором заявят эксперты. Неужели коммерция средней руки может существовать только за счет косвенных внешних инъекций? Они как профилактическая терапия поддерживают малый бизнес в состоянии равновесия, не вызывая активности. Лекарства слабые? Да нет, МСБ грех жаловаться на невнимание государства к своим проблемам. Возможно, нужные препараты вкалываются не в те органы. Даже сильные, накачанные руки бесполезны в труде, вялы и неповоротливы, если мозг не дает нужных команд, не генерирует творческих идей. Скелет отечественного малого бизнеса оброс приличным слоем мышц и мяса: одних «ипэшников» в стране более 220 тысяч насчитывается, около 80 тысяч малых и средних предприятий. Количество, сила есть, похоже, не хватает мозговых клеток, чтобы привести эту рать в рациональное движение.

Несколько лет назад в редакцию пришел интересный посетитель – страстный любитель малой авиации, автор нескольких оригинальных одноместных самолетиков. Собрал их в частном порядке, но у техники появились заграничные покупатели. Вот и захотелось любителю-авиатору коммерциализировать свою идею. Он долго и запальчиво рассказывал про перспективы, валютные поступления, увлечения состоятельных людей в Европе и арабских странах воздухоплаванием, показывал многочисленные вырезки из иностранных журналов, в которых анализировался мировой спрос и предложения на одномоторные летательные аппараты… Зачем же пришел он в редакцию? Как ни странно, за советом: владелец технической идеи совершенно не представлял, как начать ее бизнес-эксплуатацию. Хотел взять кредит в банке, но там потребовали развернутый финансовый план проекта. А где его заказать? Как просчитать риски, определить оптимальную форму собственности потенциальной фирмы, предусмотреть различные административные и правовые проблемы при реализации авиаеток (одноместных самолетов) в качестве юрлица… Вполне возможно, что при ближайшем рассмотрении их производство в Беларуси – экономическая утопия. Но есть вероятность, что в хобби квалифицированных энтузиастов кроется сверхприбыльное направление. Что такое хорошо и что такое плохо по рискам и финансовым результатам, ответить в республике практически некому.

«Большой инвестиционный потенциал Беларуси» стал почти штампом. Положительных факторов действительно немало: образованные трудовые ресурсы, развитая транспортная инфраструктура, уникальное геополитическое положение, многовекторная внешняя политика… Но вкус бочки меда всегда портит ложка дегтя – отсутствует интеллектуальная прокладка, соединитель всех факторов. В большинстве стран эту функ-цию выполняет сфера консалтинга, которая сама по себе вроде бы ничего не производит, но помогает выстроить в стройную систему деятельность множества компаний реального сектора экономики. В Беларуси такие фирмы присутствуют фактически в единичных экземплярах. Недавно «Р» проводила исследования: почему в стране нет рейтинга, например, маркетинговых агентств, ведь именно по этой «табели о рангах» клиенты могут судить о профессионализме участников рынка, качестве их услуг и соответствии ему расценок… Оказалось, составлять такие рейтинги в Беларуси не имеет смысла. И предложение, и спрос на рынке настолько «заужены», что места хватает только для нескольких компаний в каждой сфере – серьезных представителей можно пересчитать по пальцам, они давно работают и известны местному бизнес-сообществу как облупленные без всяких рейтингов и независимых оценок. Большинству остальных консультационных компаний по различным причинам так и не удается вырасти из детских штанишек и нарастить потенциал. И они годами живут на «подтанцовке» у крупных коллег, решая мелкие задачи в крупных проектах на субподрядах, либо перебиваются небольшими локальными заказами.

Почему белорусская отрасль консалтинга пробуксовывает уже который год – тема отдельной дискуссии. В большинстве случаев маркетинговые, финансовые, юридические и другие интересные исследования проводятся под конкретных заказчиков, носят гриф «коммерческой тайны», для массового тиражирования не предназначены и, вследствие своей уникальности, стоят слишком дорого, чтобы в таком формате быть доступными для малого и даже среднего бизнеса. В этом направлении Беларусь существенно проигрывает соседям. В той же России за несколько сотен долларов можно купить увесистый анализ практически любого сегмента потребительского рынка: детской одежды, парикмахерских услуг, фаст-фуда и так далее. В Беларуси из-за вышеперечисленных причин такие документы доступны только крупным инвесторам. А ведь далеко не каждая заманчивая идея остается таковой при ближайшем рассмотрении. Таким опытом в свое время поделился известный белорусский бизнесмен Сергей Левин. Несколько лет назад у него появилась мысль создать в стране сеть кинотеатров, покупать для нее премьерные киноленты чуть ли не напрямую у голливудских производителей… Но когда копнули вглубь, оказалось: проект-то очень сложный и рисковый. Существующие в стране кинозалы, особенно в райцентрах, уже не «молодые», потребуют больших капитальных вложений, да и приобрести их в собственность или взять в аренду достаточно проблематично. Словом, проведя соответствующий анализ, бизнесмен решил заняться другими проектами.

Но Сергей Левин – менеджер высокого полета, который обладает организационными и финансовыми возможностями привлекать к своей деятельности хороших консультантов в различных областях. Малому бизнесу подобная стратегия не по карману: приходится действовать практически вслепую, полагаясь более на собственную интуи-цию и жизненный опыт, чем на холодный экономический расчет. «Пан или пропал» остается основной образной характеристикой малого предпринимательства. И по этой причине львиная доля МСБ и ИП продолжают концентрироваться в сфере оптовой и розничной торговли. Худо-бедно, но эмпирическим методом проб и ошибок в этом виде бизнеса выработались основные схемы и алгоритмы ведения дел, подходы и методы финансового менеджмента. Возможно, они не описаны в учебниках и научных работах, но доступны как «народное предание». Если чего-то не можешь постичь сам, можно спросить у соседа по палатке. Производственная же деятельность, многие виды услуг для большинства остаются совершенно незнакомым делом даже в общих чертах. Поэтому от этих сфер малый бизнес и шарахается как черт от ладана, из последних сил хватаясь за «рыночную» торговлю, постепенно увядающую под «ударами» крупных форматов ритейла.

По этой проблеме не так давно долго говорили с заместителем директора Департамента предпринимательства Министерства экономики Александром Топилиным. Действительно, качественные консультационные услуги по разным причинам недоступны для малого предпринимательства. Самостоятельно же разработать хорошую схему производственного бизнеса способен редкий коммерсант: слишком широким набором знаний необходимо обладать для этого, в некоторых случаях проводить специальные исследования, опросы потребителей, анализировать срез рынков… Словом, заниматься большой аналитической работой. Между тем отечественный малый и микробизнес пополняют свои ряды в большинстве случаев за счет людей, которые по тем или иным причинам не смогли найти устраивающую их вакансию наемного работника. Впрочем, аналогичная тенденция характерна и для западных стран. Другими словами, гениальных многопрофильных топ-менеджеров, которые смогли бы орлиным взглядом в одиночку охватить все тенденции и нюансы, среди владельцев небольших компаний немного. Хотя бы по той причине, что специалисты такой квалификации могут работать на крупный капитал и получать зарплату с бонусами, которые в разы превышают возможные прибыли от самостоятельной коммерции.

За последний год по этой проблеме довелось побеседовать и поспорить с экспертами из самых различных областей. И постепенно вызрел вывод: преференции и другая прямая или косвенная поддержка государством малого бизнеса не принесет ожидаемых результатов, если не создать инфраструктуру интеллектуального его обеспечения: маркетингового, правового, информационного… Кстати, эту функцию также могут выполнять небольшие компании. Но этому направлению развития МСБ пока уделяется не так уж и много внимания. По крайней мере, производственные компании могут рассчитывать на больший набор преференций, чем консалтинговые. А ведь последние требуют не меньших инвестиций. Только направляются они не в основные фонды, а в персонал, повышение его квалификации, приобретение различного программного обеспечения, вычислительной техники. Но высокая налоговая нагрузка на зарплаты (в первую очередь отчисления в фонд социальной защиты) создают огромные барьеры для таких интеллектуальных компаний. Хороший набор стимулирующих льгот создали для резидентов Парка высоких технологий. Но потребности экономики в интеллектуальных продуктах не ограничиваются программным обеспечением. Необходимы качественные решения в области управления персоналом, риск-менеджменте, управлении финансами – список может занять несколько страниц. Именно эти технологии, давно эксплуатируемые западными малыми предприятиями, адаптированные и перенесенные на белорусскую действительность, способны повысить эффективность небольших белорусских предприятий и дать им дополнительный стимул.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter