Три года назад на Витебщине завершился эксперимент по совершенствованию механизма хозяйствования в здравоохранении. Самое время поговорить о его эффективности
Вряд ли кто–то станет спорить, что во времена СССР существовала определенная тяга к гигантомании. Ну очень любили высокие советские начальники шикануть кругленькими цифрами: мол, выплавили столько–то тонн чугуна, построили столько–то школ... Одним словом, чем больше — тем лучше! Но всегда ли качество напрямую зависело от количества?
Когда–то эффективность системы здравоохранения измерялась количеством коек в стационаре. От этих цифр зависело и финансирование. А что эти самые койки стоят пустые или заняты теми, кто мог бы получить помощь в поликлинике, почему–то мало кого интересовало. Не интересовало до определенного времени, точнее говоря, до тех пор, пока и медики стали считать деньги. Специалисты, в том числе из Витебского облздрава, ездили в командировки, общались с российскими коллегами и видели, что существуют другие, более эффективные механизмы хозяйствования. Они обратились с предложением в Министерство здравоохранения и сумели убедить, что самый обыкновенный, не являющийся показательным Витебский регион сможет провести эксперимент по совершенствованию механизма хозяйствования в отрасли. И в 2001 году закипела работа.
Во–первых, было решено отказаться от «коечного» принципа финансирования, а перейти на территориальный, когда объемы медицинской помощи зависят от количества проживающих в том или ином городе, районе. Предусматривалось, что в год на человека из бюджета выделяется конкретная сумма денег (в 2005 году в Витебской области — 240 тысяч рублей). Это так называемое подушевое финансирование, государственная гарантия оказания бесплатных медицинских услуг.
Во–вторых, акценты от дорогостоящих стационаров стали смещаться к менее затратным амбулаторно–поликлиническим службам. «Понятно, что не стены и питание лечат, — говорят мне специалисты Витебского облздрава, — а лекарства, капельница и современная диагностика. Представьте себе, что день пребывания больного в круглосуточном стационаре обходится бюджету в 37 тысяч рублей. Причем доля медикаментов здесь всего–то 6 тысяч. И если оперативно не провести диагностику, не начать лечение, в какие затраты это выливается!»
Постарались уменьшить и еще одну весомую расходную статью — вызов скорой помощи. В ходе эксперимента, который продолжался два года, количество звонков в «скорую» на Витебщине сократилось почти на 30 процентов. В стационарах стало на 2 тысячи коек меньше. Также средний срок пребывания пациента на больничной койке сократился примерно с 15 до 12 дней. Так как мы говорим не только о медицине, но и о деньгах, любопытно будет узнать, что за время эксперимента удалось сэкономить порядка 20 миллиардов рублей! В Витебске уверены: если бы не было эксперимента, не удалось бы приобрести третий компьютерный томограф для областной больницы, закупить 30 фитальных мониторов для контроля за состоянием плода, 18 рентгеноаппаратов, 86 электрокардиографов, ультразвуковое и эндоскопическое оборудование, 53 автомобиля и еще многое–многое другое. Это очень важно, так как материально–техническая база в Витебской области остается, мягко говоря, слабой. Почему? Да потому, что более 60 процентов рентгеновского оборудования требует обновления, почти половина всех помещений не имеет горячего водоснабжения, а пять процентов зданий, где трудятся медики, построены еще до войны...
Предвижу два вполне закономерных вопроса: если «сокращались» койки в стационарах, уменьшалось количество вызовов «скорой помощи», не привело ли это к ухудшению качества медицинского обслуживания? И как работает территориальная программа формирования бюджета здравоохранения на селе, где численность населения сокращается? Да, количество коек в больницах уменьшилось, но зато резко возрос поток пролечившихся в дневных стационарах при поликлиниках. Если в 2000 году таких больных было чуть меньше 14 тысяч, то в 2002 г. — уже более 20 тысяч. Чтобы разгрузить «скорую», часть вызовов, а также работу с хроническими больными переадресовали на неотложную помощь при поликлиниках.
В деревне, правда, все оказалось несколько сложнее. Программа возрождения и развития села, конечно, помогает, но зачастую современные экономические принципы здесь натыкаются на специфику уклада жизни сельчанина, его психологию. Содержать, к примеру, ФАП в деревне, где всего–то сотня жителей и где за неделю на прием придут 1 — 2 человека, неоправдано (количество ФАПов за время эксперимента уменьшилось на 27). Сейчас основной упор делается на сельскую амбулаторию, где работает врач общей практики. Мол, старикам и старушкам в город по пустякам мотаться не стоит. Но, как показывает опыт, для многих больных пожилых людей проблематично добраться и до амбулатории, которая, к примеру, в соседней деревне находится. Малоприятная ситуация, к примеру, возникла после реорганизации Парафьяновской сельской участковой больницы в амбулаторию с дневным стационаром в Докшицком районе. «Пока не выехали на место, не встретились с местным населением, поток жалоб не прекращался, — рассказали мне в облздраве. — Тогда мы пришли к выводу, что необходимо активно развивать выездные формы работы на селе. Врач с аптечным работником и медсестрой должны регулярно посещать и отдаленные населенные пункты для профилактической работы. Пусть там 5 — 10 человек живут, но ведь это наши граждане и забывать о них ни в коем случае нельзя».
Если говорить о доступности качественных медицинских услуг для сельских жителей, то нельзя не упомянуть о межрегиональных центрах, созданных в Полоцке, Новополоцке и Орше, взявших на себя часть потока больных из Верхнедвинского, Миорского, Россонского, Толочинского, Дубровенского и других районов. Особая роль здесь отводится областным и особенно республиканским медицинским центрам, которые имеют современное оборудование и высококлассных специалистов.
Деньги, оборудование... Без этого, понятно, никуда. Но не стоит забывать, что в ходе эксперимента приходилось перестраивать психологию руководства администраций некоторых районов, главврачей, медперсонала. Эксперимент шел неравномерно, и во многом благодаря своеобразным «локомотивам» — Миорскому, Лепельскому, Поставскому районам, Полоцку, персоналу и руководству Витебской областной клинической больницы, детской областной больницы — он состоялся, был одобрен Минздравом, а затем и распространен на всю страну. Где–то он прижился и сейчас работает более эффективно, чем на «стартовой площадке». Но в Витебске о своих проблемах знают и уже не в рамках эксперимента, а в ходе выполнения концепции развития здравоохранения, принятой Минздравом до 2007 года, продолжают их решать. На первый план сейчас выходит техническое переоснащение областных и сельских медучреждений, компьютеризация диспетчерских служб скорой помощи, внедрение социальных стандартов, решение кадровой проблемы. Эксперимент завершился, но ведь жизнь продолжается.
История выздоровления
Три года назад на Витебщине завершился эксперимент по совершенствованию механизма хозяйствования в здравоохранении. Самое время поговорить о его эффективности