История с географией

Об этой карте говорят уже ровно 4 столетия.
Об этой карте говорят уже ровно 4 столетия. По одним данным, она увидела свет в 1603 году, по другим - в начале 1604 года. И до сих пор Радзивилловская карта Великого княжества Литовского считается вершиной картографического искусства. Самый древний из уцелевших экземпляров 1613 года издания хранится в университете шведского города Упсала.

На днях в Минске в рамках программы ЮНЕСКО "Память мира" в "Гасц„›нi Ул.Галубка" открылась выставка "Беларусь на географических картах XVI - XX столетий". В основе экспозиции - частное собрание старинных карт, гравюр и литографий, где так или иначе отражены былые очертания и образы страны. Отличная возможность увидеть (в прямом смысле) страну такой, какой она была несколько столетий назад.

Экспонат, вокруг которого, собственно говоря, и построена вся интрига выставки, бесспорно, знаменитая Радзивилловская карта Великого княжества Литовского. Нет, к сожалению, это не та, самая первая, шведская. Выставленный в Минске экземпляр на 30 лет моложе - оттиск 1643 года. Она была напечатана для сборника "Новый атлас" в Амстердаме. Впрочем, здесь следует оговориться: для географических карт год печати не имеет столь глобального значения, как для книг. Для гравюр куда важнее, в каком году увидели свет медные пластины, с которых их тиражируют. Так вот, в Минске экспонируется оттиск, сделанный с той же медной платы, что и карта 1613 года. Только текст в картуше претерпел небольшие изменения. Единственная плата Радзивилловской карты погибла в пожаре 1672 года. Поэтому единичные сохранившиеся подлинные оттиски карты стали поистине бесценными!

Это первая научная карта страны, над которой в свое время почти десятилетие работали лучшие научные умы, картографы, преподаватели Виленского университета. В свое время это было почти сенсационное явление в европейской картографии. Что же касается ее названия, то радзивилловской она считается потому, что все работы по составлению и изготовлению оплачивал Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка).

Над исполнением карты работал придворный гравер Радзивиллов Томаш Маковский. Некоторые исследователи называют ее еще картой Маковского. Впрочем, есть версии, что знаменитый гравер к ней вообще не имел отношения. Его резцу принадлежит лишь картуш. Все остальное - работа мастеров, чьи имена мы никогда уже не узнаем. Но это почти закономерность: картографы во все времена были безвестными - вся слава доставалась тем, кто закручивал вензеля на картуше и выводил пышные виньетки. Это обусловлено особенными подходами к средневековой картографии. Ведь карты были самостоятельным произведением искусства. Нередко аллегории, которыми художники "сдабривали" географическую карту, превосходили ее по размерам в несколько раз. А их информационность была ничуть не меньше, чем самого картографического поля. Зачастую в этих аллегориях отражалась даже, если хотите, гражданская позиция автора. Скажем, на известной карте Занони Амур ломает лук, отталкивает ногой пушку и указывает на астролябии. Дескать, наукой пора заниматься, а не воевать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter