Врачи Гродненской области в 2015 году чаще других медиков попадались на взятках

История одной болезни

Треть случаев взяточничества в медицине страны в этом году пришлись на врачей Гродненщины
Сотрудники ОБЭП подсчитали: треть случаев взяточничества в медицине страны в этом году пришлись на врачей Гродненщины. На медработников этого региона с января по июль завели 54 уголовных дела: взятки, подлоги, хищения. Что удивительно, все эти преступления совершили четыре врача. А значит, коррупционный процесс был возведен в систему и шел по накатанной: ты — мне, я — тебе.

Судя по тому, что прервать взаимовыгодное сотрудничество смогла только милиция, некоторые медики уже давно раз и навсегда подвели морально-этическую базу под свои нелицеприятные действия. Как и незабвенная Фелисата Кукушкина из пьесы Островского «Доходное место», которая утверждала, что слово «взятка» выдумали, чтобы обидеть хороших людей. «Не взятка, а благодарность!» — в праведном гневе восклицала она.

 Но, что парадоксально, эту точку зрения разделяют и обычные, не облеченные властью люди. О чем красноречиво говорят результаты социологического исследования, проведенного в свое время в Гродненской области. Оказалось, почти половина опрошенных считают взятку обыденностью, необходимой для решения своих проблем. Еще 30% готовы пойти на подобный шаг в крайнем случае. В общем, ситуация такая, что хоть ценник на дверях отдельных кабинетов вывешивай…

К слову, в ходе опроса респондентам предложили указать, в какой ситуации происходили случаи, когда стало понятно: без взятки или подарка проблему не решить. Бесспорным лидером — причем с огромным отрывом — стала все та же сфера здравоохранения. Даже тех, кто умасливал преподавателей при поступлении в учебные заведения и во время сдачи экзаменов, оказалось в три с половиной раза меньше.

Стандартное оправдание старо как мир: у врачей и медперсонала маленькая зарплата. Но, на мой взгляд, реальная причина в другом. Люди этой профессии почему-то считают, что их услуги действительно достойны индивидуальной благодарности. И все окружающие дружно поддерживают эту иллюзию. В итоге только в Гродненской области в год выявляется в среднем полторы сотни преступлений, связанных со взяточничеством. Причем от трети до половины — в сфере здравоохранения.

Недавно моя знакомая, вынужденная постоянно лечить ребенка-инвалида в различных реабилитационных центрах страны, пожаловалась: «Есть в одном городе врач, который очень долго отказывается, прежде чем принимает «подарок». Неужели он не понимает, что ставит меня в неловкое положение. Ему что, сложно просто сказать «спасибо» и взять пакет, как делают многие?» От нее я узнала: ничто так не упрощает жизнь родителям детей-инвалидов, как стабильная такса на медуслуги прямого действия. Правда, по ходу от нее же звучали жалобы на бессовестных медработников, наживающихся на больных детях.

Складывается парадоксальная ситуация: мы ругаем взяточников, и в то же время нуждаемся в них, как только попадаем в сложную ситуацию. В такие моменты все силы прикладываются, чтобы найти «нужного человека». Каждый из них — и тот, кто помог с работой, и тот, кто посодействовал решению проблемы с жилплощадью, и тот, кто устранил неприятности, связанные с призывом в армию, с таможней или автоинспекцией, — может рассчитывать на нашу искреннюю благодарность. Как говорят в народе: «Не жалко тех денег». И как-то непроизвольно стирается грань, отделявшая любителя приторговывать собственными решениями от благодетеля, пожинающего плоды своих добрых дел. Та еще картинка.

И хоть с человеческой натурой не поспоришь, попробую представить себе, как выглядело бы наше общество, откажись мы от подарков и подношений «нужным людям». Давайте помечтаем. Врачи перестали бы делать маленькие одолжения пациентам и относились бы ко всем одинаково: в меру собственных знаний, умений и уровня оснащенности больницы. Медбюллетени получали бы те, кто в них действительно нуждается: водительские медсправки — только те, у кого нет проблем с сердцем, психикой и алкоголем. В гимназические классы, лицеи и на лучшие рабочие места попадали бы действительно достойные. А контракты по тендерам заключались бы с теми, кто может предложить оптимальный баланс цены и качества.

Так, может, все-таки стоит пересмотреть подлую философию Фелисаты Кукушкиной?

czcz@onet.eu
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter