История не признает черновиков

По-моему, хорошо, что этот праздник остался в календаре.

По-моему, хорошо, что этот праздник остался в календаре. И чтобы порадоваться данному обстоятельству, вовсе не надо быть безоглядным апологетом коммунистической идеологии. Дело в другом. Для всех нас, кроме младенцев, 7 ноября - главный праздник того государства, в котором мы прожили большую часть жизни. Сохраняя его среди памятных дат, законодатели ряда стран бывшего СССР продемонстрировали естественное уважение к миллионам и миллионам людей, для кого этот праздник не только и не столько символ определенного мировоззрения, сколько естественная частица привычного образа жизни.

Может быть, это и определенный шаг к тому, что наши державы перестанут наконец быть странами с непредсказуемым будущим. Хочется верить, что мы прекратим дурную традицию, когда всякая новая власть считала своим долгом наново переписать историю государства, исключив из нее одни даты и личности и вогнав туда другие. Ведь с разумного, цивилизованного отношения к прошлому и начинается цивилизованное настоящее, появляется надежда на разумное будущее.

Те же, кто твердит, что Октябрь был всего лишь удачной попыткой "злонамеренной группки экстремистов", подкупленных к тому же немцами, увести Россию с истинного пути, сами того не понимая, унижают наш народ. Народ, в верности которому они столь ревностно клянутся. Получается, что некогда великая страна верила в обман более чем 70-летней давности? Так, походя, можно перечеркнуть жизни не только минувших, но и ныне живущих поколений, которые, что ни говори, честно защищали эту страну.

Нет, Октябрь 1917-го был закономерен для российской истории. И куда более глубоко и более трагично, нежели иные дикие версии, скажем, "о злонамеренных инородцах". Да, именно закономерен. Точно так же, как Великая революция была закономерна для Франции, а гражданская война - для Соединенных Штатов. Когда стали очевидными разложение монархии и политическая недееспособность российской буржуазии, именно большевики выдвинули лозунги, обещавшие народу воплощение его давней мечты. Мечты о всеобщей коллективной справедливости. Мечты, столь характерной именно для российского национального самосознания. Вот почему потребовалось время в семь с лишним десятилетий, вот почему потребовалось пройти через гулаговский ад и через вялую дремоту застоя, чтобы осознать: благоденствие не создается уравниловкой. Ибо тогда будут благоденствовать те, кто осуществляет распределение.

Но сейчас не менее важно понять и другое: эти пройденные нелегкие десятилетия - с нами. Нравится это кому-то или нет, а формула "все мы родом из Октября", придуманная вроде бы в чисто пропагандистских целях, по сути, верна и сегодня. И Президент наш, как известно, истинно народных кровей, и руководство правительства не из дворян, да и парламентарии не могут похвастаться "белокостным" происхождением. И не надо! Как бы кто из нас ни относился ныне к Октябрю, наши-то корни, линии нашей судьбы связаны с ним. Мы такие, какие есть, именно потому, что в 1917-м была Октябрьская революция. Можно отказаться от идей, изменить убеждения. Но нельзя отречься от фактов.

История жизни каждого из нас, как и история страны, не признает черновиков, которые можно выбросить из-за ошибок, неаккуратного почерка или клякс. Посему давайте относиться к этой истории без безоглядного восторга, без обожествления, но и без истерического отрицания. Если не с уважением, то хотя бы с пониманием.

Не будем забывать к тому же, что Октябрь - факт не только российской истории и истории бывших советских республик. То, что произошло в 1917-м, нравится это кому-то или нет, имеет всемирно-историческое, как написали бы несколько лет назад, значение. Можно спорить, открыла ли революция в России новый период мировой истории. Но в любом случае бесспорен тот факт, что эта революция, последовавший за ней огромный социальный эксперимент оказали глубочайшее влияние на весь ход событий на нашей планете в ХХ столетии. Это признают и многие авторитетные западные историки и политологи.

Кстати, говоря о странах, кои у нас теперь принято именовать цивилизованными, можно найти достаточно достойных подражания примеров ответственного отношения к противоречивым (а иными они и быть не могли) событиям прошлого. Так, Франция, пережившая революцию, якобинский террор, наполеоновскую империю, реставрацию Бурбонов, всегда, а не только ныне, относилась с должным почтением ко всем действующим лицам исторической драмы. Едва ли не на одной парижской улице стоят памятники Людовику XVI, королю, погибшему на плахе, и одному из лидеров якобинцев. Насколько я понимаю, никому не приходило в голову требовать отмены главного национального праздника - Дня взятия Бастилии - по причине, что Великая революция переросла в действительно кровавую диктатуру.

Нет и не было "войны памятников" в Соединенных Штатах. И генерал Грант ныне мирно уживается с генералом Ли и на улицах городов, и на страницах учебников истории. Никому из разумных людей не придет в голову представлять, скажем, северян ангелами, а южан - исключительно коварными подлецами. Или наоборот. Если в Штатах и вспоминают самое трагическое событие американской истории - гражданскую войну, то только как трудное испытание, которое выпало на долю нации на ее пути к консолидации. Наконец, у генерала Франко, которого к самым светлым личностям не отнесешь, хватило политического чутья поставить в честь всех погибших в гражданской войне общий мемориал.

Мы же, думается, слишком односторонне восприняли идею об извлечении уроков из прошлого, на годы растянули дискуссию: "Кто виноват?" Может быть, пора уже прекратить бередить раны и надрывно спорить о героях и злодеях дней минувших. Может быть, тогда нам удастся правильно осмыслить события 1917 года . Падение производства, нехватка продовольствия, взаимно изнуряющая борьба исполнительной и законодательной власти, элементарное неумение царского правительства организовать дело. Революция была неизбежна...

Да, мы должны уважать свое прошлое. Но это вовсе не означает, что должны его слепо повторять. Так нужен ли нам новый крутой и, скажем откровенно, кровавый поворот событий? Когда общество вновь будет расколото, когда вновь начнут делить на чистых и нечистых, по классовому ли, по национальному ли, по профессиональному или, Бог знает, по какому еще признаку. Когда одни пойдут на других. Думаю, любой здравомыслящий человек скажет "нет". Я верю, что наше общество имеет все условия для консолидации. Хотя бы на основе противодействия надвигающемуся насилию.

Поэтому и не главное в участии или неучастии в многочисленных митингах "за" и "против", которые наверняка пройдут в этот день. Может быть, лучше, сидя за нехитрым столом, который удалось собрать, подумаем, что каждый из нас должен сделать, чтобы худшее из нашего прошлого не вернулось, а лучшее осталось с нами.

 

ЕГОРЫЧЕВ Владимир.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter