История бумажной снежинки

Фотожурналист Слава Дубинко, когда-то живший в нашем доме, носившем имя "ХЛАМ" (кооператив работников культуры: художников, литераторов, музыкантов, журналистов), виртуозно владел ножницами и вырезал из бумаги нечто совершенно прекрасное.
Фотожурналист Слава Дубинко, когда-то живший в нашем доме, носившем имя "ХЛАМ" (кооператив работников культуры: художников, литераторов, музыкантов, журналистов), виртуозно владел ножницами и вырезал из бумаги нечто совершенно прекрасное. Он щедро раздаривал свои "вырезанки" соседям, звавшим его на кофе.

У меня до сих пор за стеклом книжного шкафа стоят эти чудесные "здеммы" - так мы звали то, что не имело имени. И только совсем недавно я узнала, что создание узоров из бумаги имеет свое название - вытинанки. И что это один из видов народного творчества. Мой пробел в знаниях не был случайным, очень долго в народном творчестве Беларуси этот вид оставался забытым. А Слава Дубинко, как я теперь понимаю, в те 70-е годы прошлого столетия его возрождал - сейчас он признанный мастер...

А ведь у вытинанки, оказывается, были яркие времена расцвета. Как доказали исследования, белорусская вытинанка имеет по меньшей мере два столетия бурного расцвета. И потому по существующим в науке о народном творчестве правилам, если некий вид творчества пережил более чем три поколения мастеров (это чуть больше полстолетия), его можно относить к разряду традиционного народного искусства.

Самые старинные вытинанки хранят страны Востока, потому что именно там впервые появилась бумага. В XVII столетии паперни (так назывались первые производства бумаги в Беларуси) появились в каждом большом городе, и потому уже к концу XVIII столетия вытинанка стала популярна в народе.

Городские художники вовсю из черной бумаги вырезали точеные профили местных барышень. Кстати, и великие художники не чурались вытинанки: француз Анри Матис и российский Илья Репин (доподлинно известно) отдали дань этому увлечению.

В Литературном музее Якуба Коласа хранится его сиюминутный портрет, выполненный с натуры парижским мастером в 1938 году во время посещения поэтом Парижа.

Практически каждый дом, а чуть позже и каждая деревенская хата к XIX столетию были украшены вырезанными из бумаги шторками, занавесками, салфетками. Узоры из бумаги украшали абажуры, рамы образов в углу. Стены вместо ковров украшались наклеенными бумажными аппликациями. Национальными вытинанками, богатыми музейными собраниями народного творчества гордятся поляки и литовцы, шведы и украинцы. Спохватились и мы - первую серьезную коллекцию белорусской вытинанки собрал музей этнографии Института этнографии и фольклора НАН. Появились серьезные научные исследования в этой области и мастера по вытинанке, ставшие членами белорусского Союза мастеров.

С Татьяной Петух, мастером по вытинанке, выпускницей "худграфа" Витебского педагогического института, членом Союза мастеров, директором Поставского дома ремесел мы говорим о судьбе этого вида народного искусства

: - Пройдите по Поставам в канун Рождества, Нового года - практически в каждом окне появляются бумажные снежинки. Это же так просто - взял лист бумаги, сложил его в 4 - 6 раз и вырезал узор.

К сожалению, эта простота и рождала легкое отношение к "вырезанкам", "вырезкам" (так узоры назывались в народе). Белилась хата к Велик Дню, выбрасывались старые вырезанки, создавались новые. Их не берегли в сундуках, как рушники, передавая из поколения в поколение, но традиции оставались. И когда ученые взялись за исследования, выяснилось - белорусская вырезанка имеет свое особое лицо и не менее талантлива, чем литовская, польская, финская, - в ней много общего с геометрическими традициями народного ткачества, вышивки. Четко видны языческие корни - изображение солнца и месяца, мотивы древа жизни, птиц, обозначавших когда-то души умерших.

- Смогли ли вы, собрав в Доме ремесел собственную коллекцию вытинанок, выделить сугубо поставскую специфику?

- Начну с того, что, разыскивая работы мастериц, я влюбилась в вытинанки. Сначала просто попробовала сложить лист в гармошку и вырезать уголочки - получилось что-то, а потом во мне заговорил художник. Теперь вытинанка - моя жизнь, мое творчество.

Что я могу сказать о поставской вытинанке? Найти аутентичные экземпляры начала прошлого века не удалось, только послевоенные. Мы экспериментировали - лучшие мастерицы по памяти пытались воссоздать старинные узоры. Явно выделять поставскую стилистику, пожалуй, и не стоит, а вот почерк каждого мастера заметен сразу. О своем творчестве наши умелицы говорят очень просто: "Як рука павядзе". И "ведет их рука" то к использованию мифологии славян, то вдруг они обратятся к восточному яркому разноцветию бумаги, то, лихо пользуясь ножницами, их забросят и возьмут в руки острый нож...

Сегодня лавка нашего Дома ремесел, предлагая для продажи произведения народных мастеров ткачества, лоскутного творчества, керамики, соломоплетения, все больше продает сувениров, где используются вытинанки. Рост интереса к бумажным узорам сейчас явно растет. Вытинанки притягивают внимание не только народных мастеров, но и профессиональных художников, которые как бы заново открывают для себя ее своеобразные возможности.

Мне кажется, что вытинанка, как это было в свое время с соломоплетением, возрождается вновь.

- А как рождаются сюжеты ваших вытинанок?

- Я люблю эксперимент - то работаю в традиционной стилистике, то ищу совершенно новую. Так же рождаются и сюжеты - они из жизни, подсказаны настроением, навеяны природой, иногда - результат озорства. Они - такие, как я сама.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter