Источник жизни

Александр Апацкий: Нас по-прежнему волнует состояние Свислочи, потому что несмотря на приносящие пользу работы по улучшению ее экологии, превышения ПДК все равно остаются

В  среднем  каждый  из  нас  потребляет  в  сутки  185  литров  воды 

Сложнее всего научиться ценить то, чего у тебя в достатке. Пожалуй, в полной мере важность воды понимают лишь жители засушливых районов планеты. К счастью, белорусы обеспечены этим прозрачным ресурсом с лихвой: еще бы, по территории нашей страны пролегли артерии более 20 тысяч рек, имеются 10 тысяч озер, водохранилища, каналы, значительные запасы пресных и минеральных подземных вод. Сегодня среднестатистический белорус в сутки потребляет около 185 литров воды, что на 15 % выше среднеевропейского уровня. Казалось бы, о чем нам беспокоиться? Какие проблемы может испытывать богатая водными ресурсами Беларусь? С этими вопросами мы обратились к первому заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александру АПАЦКОМУ. 

— Несмотря на, казалось бы, благоприятную ситуацию, проблем, связанных с гидросферой, в Беларуси накопилось много. И основная из них — загрязненность отдельных водных объектов. В связи с этим на протяжении последней пятилетки особое внимание в стране уделялось строительству и реконструкции сооружений для очистки сточных вод и сокращению сброса в водные объекты загрязненных и недостаточно очищенных вод. В целом выполнение водоохранных мероприятий позволило в 2007 году сократить сброс недостаточно очищенных сточных вод на 400 тысяч кубометров. Комплексы очистных сооружений, построенные за счет средств Фонда охраны природы, должны обеспечить эффективную очистку свыше миллиарда кубометров сточных вод в год. К слову, только за минувший год из упомянутого фонда на охрану водных ресурсов было потрачено 120 миллионов рублей. 

— Тем не менее ряд водных объектов еще нуждается в особом внимании? 

— В целом общее состояние водных объектов в стране улучшилось. Это касается бассейнов Днепра, Западной Двины, Немана и Припяти (особенно по содержанию биогенных элементов). Наметилась тенденция к стабилизации Западного Буга. 

Благодаря реконструкции и введению в эксплуатацию очистных сооружений за три последних года удалось значительно снизить уровень антропогенной нагрузки на ряд водных объектов. Например, в г. Березе в 3 раза снижен сброс азота аммонийного и нефтепродуктов в реку Ясельду. В городах Ляховичи, Браслав и курортном поселке Нарочь от 2 до 5 раз уменьшилось поступление биогенных веществ в расположенные рядом реки и озера. 

Вместе с тем нас волнует состояние Свислочи. Хотя проблемы этой реки не новы. Было время, когда содержание в воде вредных примесей после выпуска очищенных сточных вод Минска превышало предельно допустимые концентрации (например, по азоту аммонийному) в несколько раз. Но с вводом в эксплуатацию дополнительных мощностей станции аэрации эта цифра снизилась более чем в 2 раза. Тем не менее превышения ПДК все равно остаются. 

— Какие меры принимаются в связи с этим? 

— Налажен жесткий контроль за состоянием реки, работой очистных сооружений. И речь не только о работе станции аэрации — это заключительный «барьер» для вредных веществ, надо работать по локальным очистным сооружениям. Минск — мегаполис, здесь сосредоточено до 40 % промышленных мощностей республики. И, увы, у многих предприятий, в том числе крупных, есть проблемы с качеством очистки сточных вод, которые в итоге попадают в Свислочь, есть устаревшие очистные сооружения и технологии, которые не отвечают высоким экологическим требованиям. Представляете, какую нагрузку испытывает река? 

К слову, на мой взгляд, на ситуацию со Свислочью самым благоприятным образом должен повлиять планирующийся вынос ряда предприятий за пределы Минска. Нужно также улучшить работу с ливневыми стоками столицы. И Минприроды, и Мингор­исполком, и коммунальные службы над этим работают. 

— В основном жители крупных городов страны пьют артезианскую воду. Исключение составляют лишь минчане и гомельчане. Не планируется ли в ближайшее время полный переход на подземные источники? 

— Не так давно полностью на артезианскую воду перешли Полоцк и Гродно. Столица сегодня использует 1/3 воды из поверхностных источников. К сожалению, пока изменить ситуацию технически невозможно и нецелесообразно. Не нужно забывать и о том, что численность минчан растет, растет потребление водных ресурсов промышленностью. Но столица идет к снижению потребления поверхностных вод постепенно. В перспективе они станут запасным ресурсом. Это касается и Гомеля. 

— А как обстоят дела с обеспечением качественной питьевой водой сельских жителей? 

— Ряд населенных пунктов переведен на центральное водоснабжение. И эта работа будет продолжаться. Там, где вода берется из колодцев и где она не соответствует нормам, будут работать экстренные бригады. Такое поручение дано Министерству жилищно-коммунального хозяйства. По заявкам сельских советов, граждан они будут производить очистку колодцев, тампонаж и ликвидацию бесхозных объектов. 

На снимке: Минск. Слепянская водная система.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter