"Истинно" верующие

Страстная ненависть может придать значение и цель даже пустой жизни.
Страстная ненависть может придать значение и цель даже пустой жизни.

Не выходят из головы кадры телевизионной хроники. Мужчина довольно агрессивной троглодитской наружности, уже несколько лет воюющий на стороне чеченских бандформирований, с неандертальской убежденностью говорит в камеру, что цель истинной жизни - уничтожение "неверных": русских, евреев, христиан... Воин - не араб по национальности. Отец его, как он рассказывает далее, - африканец, мать - из индейцев. Но, слушая его, начинаешь понимать, что дело не в расовой принадлежности, а в идее, слепой вере, владеющей тем или иным человеком. Национальность этого субъекта, например, после такого монолога определяется так: он - из племени фанатиков. Из тех, кто оглушен идеей переделать мир на свой манер. Он очень опасен - в идею он верит слепо. Он заражен "бешенством мысли". Во что это может вылиться, мы видели 11 сентября.

Но этот, видимо, трофейный сюжет внутричеченской пропаганды прошел по одному из российских каналов еще до трагедии на Манхэттене. Меня он, конечно, тогда поразил, но с каким-то оттенком пренебрежения: зачем заглядывать в бездну по собственному желанию? В конце концов мир так велик... Зачем распространять нервозность на все человечество? После 11 сентября понимаю: уязвимы все. "Мир использован и выброшен..." Гарантий больше нет.

И ведь как коснулось, обожгло... До "кровавых мальчиков" в глазах. Оказалось, что даже такой маленький индивидуальный мир, как моя личная жизнь, тоже подвергся в тот день нападению со стороны слепой ненависти. Три человека, три цели было, в которые она целилась. Одна их них - моя дочь... Спаслась. За несколько часов до трагедии уехала (но не хотела! колебалась!) с Манхэттена. Две другие молодые жизни - дети моих приятелей - тоже уцелели по чистой случайности... У меня теперь часто возникает чувство, что мы все пока целы "по чистой случайности"...

В общем мир (в смысле спокойного образа жизни) сузился теперь до размера игольного ушка. А оно, как известно, очень напоминает амбразуру. У кого же мы теперь оказались под прицелом?

Ответ или, вернее, подсказку к ответу я нашла на книжной полке. Кто мог подумать, что философская работа американца Эрика Хоффера "Истинно верующий", написанная 40 лет назад, будет восприниматься сегодня чуть ли не учебником по новейшей истории. Но книга эта - не учебник. Она - размышления о природе массовых движений, к которым, по мнению автора, относятся все религиозные, национальные или социальные революции. Автор не утверждает, что все массовые движения однородны, но у всех их, по его мнению, есть некоторые основные черты, придающие им "семейное сходство". Это: готовность жертвовать собой, фанатизм, энтузиазм, горячие надежды, ненависть, нетерпимость. Все они требуют слепой веры и нерассуждающей верности. Узнаваемые признаки, не правда ли?

Будь то истинно верующий участник революции, Французской или Октябрьской, будь то стойкий приверженец нацизма в Германии или тот, кто сейчас преисполнен святой ненависти к американцам под лозунгом антиглобализма или джихада, - все обладали и обладают этими чертами. А также уверенностью, что одни они владеют истиной, а значит, им должна принадлежать вечность. Большевики хотели насильственно переустроить мир с помощью "всемогущего" марксизма. Нацисты - подчинить себе человечество, потому что свято верили в Гитлера и его "новый порядок". Теперь на мир наступают новые истинно верующие - исламские фундаменталисты. И тоже абсолютно уверены, что облечены "священным долгом" свыше перед человечеством.

Что привлекает людей в массовое движение, задает вопрос Эрик Хоффер? Не доктрина и даже не обещания близкого успеха. Для массового движения как раз лучше, когда цель - туманна, вроде Града Божьего, коммунистического рая на земле, гитлеровского государства воинов или очищения земли от "неверных". Туманная цель необходима, чтобы хронический экстремизм длился бесконечно. Тем более, как писал Оливер Кромвель, вдохновитель пуританской революции в Англии в XVII веке: "Человек никогда так далеко не заходит, как тогда, когда он не знает, куда идет".

В обществе всегда был и есть могучий разрыв между тем, что считается правильным, справедливым, и тем, что мы имеем на самом деле. Социальное неудовлетворение плодит неудовлетворенных. Массовое движение как раз излечивает таких. Оно дает убежище от личных обязанностей и тревог, от осознания собственного бессмысленного существования. Но, естественно, не уничтожением трудностей и злоупотреблений, а тем, что оно освобождает от собственного бессильного "я", поглощая его в единое монолитное коллективное целое и награждая слепой верой в большую идею. Когда я вижу по телевизору марширующих нестройными рядами талибов в тапочках на босу ногу или их же на бронетранспортерах, как детей с первомайскими веточками в руках, бородатых, отважных людей, веками лишенных элементарных прав, знаний и благ, я понимаю, что только страстная ненависть может быть источником их великого энтузиазма. Все преимущества, которые когда-то принесла в эту страну западная цивилизация, - идеал самопродвижения, личного успеха и независимости, - не смогли заменить успокоительной безымянности коллективной жизни, которую веками вели эти народы. В результате эпидемия личной неудовлетворенности выросла в националистическое движение. В конце XX - начале XXI века оно достигло своего апогея - превратилось в противостояние между цивилизациями.

Книга Эрика Хоффера "Истинно верующий" издана в Минске Европейским гуманитарным университетом. Возможно, она не будет востребована многими. Тем более, тираж ее небольшой - всего 2.000 экземпляров. Но, как говорит академик Анатолий Михайлов, ректор ЕГУ и научный редактор книги, культура должна быть избыточной. Она должна вырабатывать и то, что может быть востребовано узким кругом. Это необходимо для того, чтобы в обществе формировался интеллектуальный слой, интеллектуальный потенциал. Тем более когда истинно верующие - наступают...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter