Испытание сытостью

Умные не читают глянец — они его делают...
Терпкая вещь — предвкушение. Обожаю заранее покупать билет в кино, предположим, днем — на вечерний сеанс... И полдня сидеть на иголках любви к кинематографу. Это такой кайф, ждать встречи с новым произведением Андрона Кончаловского... Мне нравятся его фильмы — особенно «Курочка Ряба», его книги — особенно «Низкие истины», его жены — в особенности Юлия Высоцкая, ну греет меня ее история Золушки. А кого не греет? Только, возможно, неисправимых скептиков, любящих повторять: «Все будет по–старому», да еще завистливых дев. Уж сколько раз они «припечатывали» Юленьку за кастрюльки, за передачу «Едим дома»... Как вам, к примеру, такой автор из «ЖЖ» с псевдонимом Katusha, которая пишет: «До тех пор пока Высоцкая будет стряпать в регулярном телеэфире, в любой своей роли она будет ассоциироваться с сумасшедшей домохозяйкой, которая виртуозно мечется между духовкой и полкой со специями с такой скоростью, будто венценосный муж ее бьет за несвоевременно поданный к столу обед». Пропустим фразу «как будто муж ее бьет» — эта Katusha, вероятно, сама жизнь повидала... А вот в специях, уверяю вас, нет ничего плохого. Специи сами приготовят за вас любое изысканное блюдо, если вы умеете с травками договариваться. Юля — умеет.

И не только с травками. Ей удалось убедить своего мужа Кончаловского, что она лучше других актрис потянет главную роль в фильме «Глянец». И то правда, история Гали Соколовой из фильма во многом созвучна с биографией Юлии. Как и ее героиня, Высоцкая вышла родом из российской глубинки, ее мать тоже алкоголичка, отчим попал в тюрьму, недавно умер... Можно только гадать, как и когда Юля изживает свои страшные детские травмы. Одно ясно, кинематограф ей в этом деле — утешение. В «Глянце» есть сцена, когда Галя приезжает в родной город Шахты объявить о своем светлом намерении стать в Москве звездой. В ответ страшная, как смерть, маман предложит девушке: «Лучше козу подои», а папаша (тоже, к слову, «промокший») будет клянчить у дочери деньги на выпивку. И как в этом эпизоде натуралистично ведет себя актриса Юлия Высоцкая, с каким вызовом и болью она щелкает каблуком и не оборачиваясь уходит из дому... Прочь в Москву и — в глянец! По–человечески мне эту девку жаль... И режиссеру, по–моему, тоже.

Многие критики, напротив, набросились здесь на Высоцкую: дескать, «г» у нее недостаточно фрикативное и вообще никакая она не ростовская «давалка». А Кончаловский? Ну как так? Соратник Андрея Тарковского, а снял такую откровенную чепуху? Я зритель открытый, как ребенок, посмотрела фильм один раз на большом экране в кинотеатре и знаю, что буду искать его на DVD. Кино «Глянец» украсит мою домашнюю коллекцию фильмов. Во–первых, актерский ансамбль уникальный, во–вторых, тонкий постмодернистский подтекст. В роли Карла Лагерфельда блестяще выступил Ефим Шифрин, в роли итальянского тенора Карузо — Дима Билан, в великую блондинку Грейс Келли по ходу фильма превратится наша Юлия Высоцкая. Это ведь любимая игра русских — подражать тамошней сладкой жизни, коли своей нет и никогда не было. Культуру «глянца» наши богатые оттуда черпают до сих пор, поэтому и развлекаются на южных берегах Франции или в горах Италии аляповато, грубо и непоследовательно. То яхтами бодаются на причалах, то устроят инцидент с проститутками, а когда голыми под луной напляшутся, могут и вены себе вскрыть, как герой Александра Домогарова из «Глянца».

Еще сюрприз: Андрон Кончаловский для своего «Глянца» переодел актера Алексея Серебрякова в юбку–шотландку и покрасил его в белый цвет — в кинозале аплодисменты. В амплуа гея Лешу мы никогда не видели, но боюсь, что и не увидим. Ну не блестит у Серебрякова глаз на мужчин, что тут будешь делать? Хотя за попытку оттащить его от штампа «а–ля деревенский мужик, совесть России» Андрону спасибо. Тем временем киноманы растащили фильм «Глянец» на цитаты. Лидируют фразочки: «Умные не читают глянец — они его делают», «Я не классик, я — говно», «Все, что не продается, то не искусство»... Не бог весть что. Но даже такие, казалось бы, устаревшие для Голливуда «месседжи» в современной российской картине воспринимаются откровением.

Я поклонница творчества Никиты Михалкова, мне было приятно в картине его брата увидеть завуалированные «приветики» семье. Скажем, когда героине Юлии Высоцкой наконец выпадает счастье пройтись по подиуму, под софитами, ее конкурентка — модель по имени Ингеборга — вынуждена отойти в тень. Много вы знаете девушек с именем Ингеборга? Во–от. Мелочь, а смешно. Или трогательная сцена флешбэка, когда Галя Соколова вспоминает детство, как по бездорожью она тащила тяжеленный арбуз в авоське... Здесь Галя ни много ни мало напоминает Надю Михалкову из «Утомленных солнцем». Только дочь Никиты Сергеевича всегда счастливая в кадре, ухоженная и няньками досмотренная... А у некоторых детство проходило в городе Шахты, с родителями–алкоголиками...

Словом, приятный собеседник Андрон Кончаловский, и свою Галю (Юлю) в обиду не дает. Она у него в фильме если и проститутка, то идейная — за деньги не спит и человеческое достоинство свое охраняет как умеет. В фильме масса открытых линий, неопределенностей в сюжете... Финала нет. И слава Богу. Вы когда в зеркало смотритесь, хотите там увидеть свою развязку? Кончину, так сказать? Я — нет. Мне приятно будет возвращаться к этому фильму снова и снова, когда все диски Димы Билана уже будут на свалке истории, туда же полетит Робски с ее литературой, и Минаев, и увлечение костюмами от лагерфельдов и прад...

Как считаете, испытание сытостью иногда труднее испытания бедностью?.. По Кончаловскому страшно и то и другое.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter