Испытание кризисом

Что способны противопоставить нынешнему кризису государства СНГ?

Как его пережили страны СНГ?

Финансово-экономический кризис 2008—2009 годов, об успешном преодолении которого мировые экономики в большинстве своем заявили только в прошлом году, катком прошелся и по постсоветскому пространству. К сожалению, остроты эта тема не потеряла: многие экономисты предупреждают о том, что в ближайшем будущем возможны новые витки рецессии, на фоне масштабов «шторма» которой проблемы двух-трехлетней давности могут показаться лишь легким «ветерком». Понятно, что противостоять таким вызовам будет непросто. Что способны противопоставить кризису государства СНГ?

Главное — держаться вместе

На недавней Международной научно-практической конференции (на снимке), посвященной 20-летию СНГ, в Минске глава белорусского правительства Михаил Мясникович подчеркнул: в условиях глобальных вызовов и неопределенности Содружество — это фактор стабильности, который необходимо развивать. По его словам, ожидание второй волны мирового финансово-экономического кризиса продолжает оказывать негативное влияние на глобальную экономику, в том числе и на страны СНГ с их экспортоориентированными производствами. «Актуальная задача в этой ситуации — создание на просторах Содружества зоны экономической стабильности. Это вполне реально», — считает Михаил Мясникович.

Широкой общественности мало известно, что в первую очередь определяет совместные усилия стран Содружества в непростых условиях преодоления кризиса. Председатель исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев особо отмечает готовность лидеров стран Содружества договариваться и находить общие подходы к решению сложнейших проблем. В чем же конкретно это выражается на практике? По решению Совета глав государств было создано постоянно действующее совещание на уровне министров финансов стран СНГ. Оно разработало план реализации совместных мер по преодолению последствий кризиса на 2009—2010 годы. Главная общая цель состояла в том, чтобы, преодолевая кризис, строить новую, более эффективную экономику. Подведены итоги реализации этого плана. Что же мы имеем?

«Прежде всего, было подписано и выполняется очень важное соглашение о правовом режиме взаимного допуска банков — резидентов стран СНГ на их национальные валютные рынки. Выполняются также двусторонние межведомственные соглашения об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка между Центробанком России и центральными банками Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана. Стороны, в частности, обязуются размещать на своих официальных сайтах в Интернете информацию о перечне участников интегрированного валютного рынка, а также о методике расчета лимитов открытой валютной позиции», — поясняет Сергей Лебедев. Кроме того, центробанки договорились и об осуществлении надзора за межбанковскими конверсионными операциями, обязались уведомлять о нарушении законодательства в части заключения сделок на организованном валютном рынке.

Недавно экспертная группа СНГ подготовила предложения по обеспечению прямой взаимной котировки и обмена национальных валют заинтересованных стран СНГ. Выявлено, что объемы взаимных торгово-экономических отношений свидетельствуют о наличии потенциала для биржевых торгов по валютным парам государств Содружества и установления между ними прямых курсов обмена. Сегодня, например, Беларусь и Таджикистан осуществляют прямую котировку курсов своих национальных валют по отношению к российскому рублю. Московская межбанковская валютная биржа и Белорусская валютно-фондовая биржа внесли в свои нормативные документы соответствующие изменения. Они проводят торги национальными валютами государств СНГ, с которыми подписаны двусторонние межведомственные соглашения об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка.

Нужны ли нам барьеры?

Межгосударственные барьеры во взаимной торговле товарами и услугами — сколько о них говорено-переговорено. Кризис еще больше обострил эти проблемы, что потребовало от стран СНГ активизировать работу в данном направлении. Беларусь прекратила антидемпинговое расследование в отношении крахмальной патоки украинского происхождения. Казахстан выравнял акцизы на отечественные и импортные табачные изделия. Кыргызстан отменил квоты на ввоз белого сахара и экспортные пошлины на уголь, кожсырье, отходы свинца и золота. Россия завершила применение антидемпинговых пошлин на подшипниковые и котельные трубы, страной происхождения которых является Украина. А Украина в свою очередь завершила применение специальных защитных пошлин при импорте трикотажного полотна, хлопчатобумажных тканей, листового стекла, газоразрядных люминесцентных ламп в отношении всех стран Содружества. Пошли наши южные соседи на уступки в части отмены антидемпинговой пошлины по импорту белорусских винтовых компрессорных установок.

В октябре прошлого года в Санкт-Петербурге на заседании Совета глав правительств СНГ был подписан договор о зоне свободной торговли. Его реализация позволит принять меры по дальнейшему сближению экономик, их кооперации, налаживанию взаимного товарооборота, углублению сотрудничества на пути формирования экономического пространства Содружества как целостного и значимого сегмента мирового рынка.

Какие еще важные совместные меры принимают страны Содружества? Межгосударственный совет по антимонопольной политике СНГ приступил к разработке нового модельного закона о защите конкуренции. Цель — актуализация норм конкурентного законодательства с учетом наилучших мировых практик и опыта стран-партнеров. Проводится скоординированная политика поддержки внутреннего рынка продовольствия и сельхозтоваров. Готовится проект соглашения о создании органа отраслевого сотрудничества СНГ в сфере промышленной политики. Документ планируется внести на рассмотрение в нынешнем году.

Кроме того, страны Содружества принимают антикризисные меры и на национальном уровне. Например, в Азербайджане отменены лицензии для большинства видов коммерческой деятельности. В Армении раньше лицензировалось 169 видов деятельности, сейчас осталось 96. В Беларуси такой перечень сохранен для 37 позиций.

Работа на упреждение

К сожалению, используемые в мировой практике методы анализа и оценки финансовой и долговой устойчивости не смогли предопределить и предотвратить глобальный финансовый и экономический кризис 2008—2009 годов. Поэтому страны Содружества на национальном уровне разработали свои рекомендации по расширенному анализу. Они включают в себя позиции, от которых в первую очередь зависит финансовая устойчивость основных секторов национальных экономик. То есть работа идет на упреждение рисков. В настоящий момент действуют Межгосударственный совет по антимонопольной политике СНГ и Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства. Они проводят совместные исследования на инфраструктурных и социально значимых рынках. На основе полученных результатов готовятся предложения по развитию на этих рынках конкуренции. Так, например, изучены сферы пассажирских авиаперевозок, телекоммуникаций, зерна, горюче-смазочных материалов, фармацевтики. Усилена борьба с антиконкурентными соглашениями, то есть согласованными действиями. По этой части создана рабочая группа, которая готовит соответствующие документы. Разрабатывается проект соглашения о принципах сближения законодательства в области занятости населения и трудовой миграции стран СНГ.

«Реализация плана совместных мер, — подытоживает первый заместитель председателя исполнительного комитета СНГ Владимир Гаркун, — поспособствовала преодолению негативных последствий кризиса, стабилизации экономик государств Содружества. Сошлюсь на некоторые цифры. В целом в СНГ со второй половины 2009 года наблюдается положительная тенденция роста большинства основных микроэкономических показателей. По итогам 2010 года прирост ВВП составил 4,5 %, промышленного производства — 8,7 %. Постоянно расширяется инвестиционный спрос, улучшаются условия кредитования реального сектора экономики, растет потребительская активность, прослеживаются положительные тенденции на рынках труда». В последнее время во всех странах Содружества наблюдалось увеличение стоимостных объемов внешней торговли: экспорт вырос на 31 %, импорт — на 30 %. Причем этот положительный процесс затронул как взаимную торговлю, так и торговлю с третьими странами. Вот что значит сильная политическая воля лидеров государств СНГ, совмещение усилий и возможностей при столь суровом испытании.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter