В Национальном художественном музее открывается уникальная выставка буддийского искусства

Искусство во всех подробностях

В Национальном художественном музее открывается выставка буддийского искусства
Определенно, на новую выставку Национального художественного музея из фондов Государственного Эрмитажа «Искусство буддизма» стоит прийти не однажды. Уже хотя бы потому, что шанс увидеть представленные здесь раритеты еще раз появится очень не скоро. Возможно, лет через 100.

Они живые!

Значительная часть этой коллекции оставалась недоступной для публики с 1919 года, со времен первой буддийской выставки в Петербурге, устроенной по случаю открытия там первого же буддийского храма. Идея об общности коммунистической идеологии и буддизма в те годы была очень популярной, экспедиции художника–мистика Николая Рериха открыто поддерживались государством, но очарование советских лидеров древней восточной философией продлилось недолго.

— К сожалению, буддизм у нас был долго запрещен, мы сильно отстали от Европы и всего остального мира, где такое искусство хорошо знают и выставляют в музеях, — сетует хранитель тибетской, монгольской и хотанской коллекций Эрмитажа Юлия Елихина, куратор выставки с российской стороны. — Нашим людям пока сложнее воспринимать эти вещи, чем европейской публике. Но подобные выставки очень обогащают.

Прошлой осенью выставка буддийской скульптуры и живописи прошла в Эрмитаже. Публика оценила — даже четыре месяца спустя «Обитель милосердия» (под таким названием раритеты, привезенные в Минск, выставлялись в Зимнем дворце) была едва ли не такой же многолюдной, как в день вернисажа. Почти за 100 лет уникальные предметы из собраний Рериха, Козлова, Ухтомского и других знаменитых российских исследователей Центральной Азии не утратили ни блеска, ни мистической силы. Магические тексты, вложенные в запечатанные основания большинства скульптур, остались нетронутыми на протяжении сотен, а в некоторых случаях даже тысяч лет. Что означает, многозначительно улыбается Юлия Игоревна, они до сих пор «живые» и способны услышать любого. К слову, обращаться к буддийским божествам можно без затей, просто рассказав им о своем желании. Скажем, у Будды обычно просят мудрости, у Красной Тары — взаимной любви и удачи, Зеленая Тара поможет обзавестись потомством, а оседлавший льва пузатый божок с мангустом, выплевывающим драгоценности, обеспечит богатство и благополучие...

— Многие служительницы Эрмитажа не скрывают, что часто обращаются с просьбами к божествам из нашей коллекции, — откровенничает Елихина. — Говорят, помогают.

Размер не имеет значения

Юлия Елихина.

Самому старому экспонату буддийской выставки в Минске — тысяча лет, большая же часть была создана мастерами в XIII — XIV веках. В Эрмитаже древнейшие из выставленных в прошлом году скульптур датировались VIII столетием, однако в Национальный художественный музей их не привезли — раритеты «невыездные». Тем не менее уникальность этой значительной выставки (170 редчайших предметов!) бесспорна. Несмотря на популярность буддийского искусства в европейских музеях, «круче» эрмитажной считается единственная коллекция в мире: в результате китайской политики в середине прошлого века эмигранты с Тибета массово устремились в Швейцарию, многие — в компании своих древних бронзовых божков, там эти божки и остались. Немало тибетского искусства есть, например, в Лувре. Но собрание Эрмитажа все же больше и «раритетнее». Найти что–то похожее можно разве только в Британском музее. Ну и, разумеется, в Швейцарии. К слову, в Беларуси есть небольшая коллекция буддистских икон в Брестском музее спасенных ценностей и дюжина скульптур в фондах Национального художественного. Так что для любого искусствоведа такая выставка — событие чрезвычайное.

— По художественной ценности и исторической значимости сравнить наше «Искусство буддизма» можно, пожалуй, только с выставкой из собрания Метрополитен–музея, которая проходила здесь еще в 1978 году, — рассуждает научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства НХМ Никита Монич, куратор с белорусской стороны. Однако даже человек, далекий от истории мирового искусства и сложной символики буддийской живописи и скульптуры, способен испытать потрясение, разглядывая неправдоподобно точные, причудливые и очень подробные фигурки тибетских божеств. Размер не имеет значения — и у самых крошечных, величиной чуть больше спичечного коробка, все анатомические подробности и украшения будут изображены предельно реалистично. Вплоть до морщинок на суставах пальцев каждой из 16 рук и бусин в ожерелье — меньше миллиметра каждая...

Страховую стоимость выставки организаторы не называют. Однако стоимость некоторых из выставленных экспонатов — отнюдь не тайна. На аукционах начальная цена таких бронзовых скульптур начинается с десятков миллионов долларов. Но коллекция Эрмитажа — неприкосновенна.

Продолжение следует

Выставка «Искусство буддизма» — главный подарок Национального художественного музея к своей сегодняшней «Сентябрьской ночи». Каждый год к этой элитарной «ночи» музей готовит десятки необычных событий и презентаций. Но в этот раз их, пожалуй, будет несколько меньше обычного — конкурировать с вернисажем под вывеской Эрмитажа сложно. Через два месяца выставка переедет в Гомель — в позапрошлом году директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский побывал во дворце Румянцевых и Паскевичей, чрезвычайно заинтересовался тем, что там увидел, и отметил, что сотрудничество Эрмитажа и музея Гомельского дворцово–паркового ансамбля могло бы стать весьма плодотворным. Действительно, архитектура гомельского дворца очень созвучна с Петербургом (недаром среди авторов этого памятника культуры чаще других называют имя Ивана Старова, архитектора знаменитого Таврического дворца в Санкт–Петербурге). Есть где развернуться.

Кстати

Только сегодня кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Юлия Елихина поможет гостям Национального художественного музея оценить выставку с точки зрения профессионалов. Лекция «Искусство буддизма: от истоков к современности» запланирована на 15 часов.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 174 (25056). Суббота, 10 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter