Искусство в диалоге

Третьяковка познакомила ценителей живописи с выставкой картин Ивана Хруцкого

Третьяковка познакомила ценителей живописи с выставкой картин Ивана Хруцкого


НАША ГАЗЕТА уже сообщала о представительной выставке в Третьяковской галерее. «Визитная карточка» известного белорусского живописца Ивана Хруцкого — эффектные натюрморты и групповые портреты. До 16 января в трех залах галереи в Лаврушинском переулке можно увидеть лучшие работы Хруцкого в разных жанрах. Выставка приурочена к 200–летию со дня рождения художника.


«Искусство в диалоге культур» — под таким названием организаторы выставки объединили 32 картины белорусского живописца Ивана Фомича Хруцкого. Девять из них принадлежат Третьяковской галерее, остальные привезены из Национального художественного музея Республики Беларусь.


Об Иване Хруцком не говорят как о гении или новаторе, да и вряд ли он претендовал на такое звание. Справедливее назвать его талантливым копиистом, достигшим наибольшего успеха в жанре натюрморта.


Поэтому вполне логично, что смысловой центр выставки — это картины «Цветы и плоды», «Цветы и фрукты», «Битая дичь, овощи и грибы» и другие натюрморты. На них действительно стоит обратить внимание. На черном фоне все эти блестящие яблоки, прозрачные виноградинки, солнечные лимоны, розовые персики выглядят очень привлекательно и манят страдающих от недостатка витаминов и солнца горожан. Хруцкий, оставляющий после себя впечатление уютной провинциальности, не тянется за экзотикой. На картинах чаще встречаются привычные для средней полосы фрукты, грибы и овощи, дичь. Очень трогательны колоски овса и пшеницы, иногда выглядывающие среди роз и тюльпанов.


На картинах Хруцкого между плодами появляются будто случайно оставленные стакан с водой, лимон с кожурой–спиралью, графин, кухонный нож, тлеющая сигара, даже бинокль...


Чувствуется человеческое присутствие. Кажется, что все это фруктовое и овощное изобилие, разложенное на столе, — плоды трудов деловитой хозяйки.


Сейчас она вернется и начнет стряпать.


Кстати, замысловатый кувшин с изображениями собак и ручкой в виде лисицы, постоянно присутствующий на картинах Хруцкого, — еще один отпечаток русского быта. Такая посуда изготавливалась на фабрике Поскочина в Петербурге и была в обиходе у небогатых горожан.


Хруцкий никогда не отказывался подзаработать живописью. Чтобы содержать семью, он поселился в имении Захарничи в Белоруссии. Большую часть заказов ему обеспечивал покровитель, митрополит Иосиф Семашко.


Некоторые картины этого жанра (портреты П.Е. Рубцова и А.М. Рубцовой, В. Лисовского, «Портрет неизвестной с цветами и фруктами») тоже можно посмотреть на нынешней выставке.


Название выставки — «Искусство в диалоге культур» — это, скорее, о книге отзывов. Длинные послания на белорусском и русском языках — в основном мысли о взаимоотношениях родственных народов. Благодарности организаторам экспозиции. «Спасибо», «дзякую».


Иван Хруцкий в равной мере и белорусский, и российский художник. Детство в местечке Улла и сорок последних лет в Захарничах уравновешиваются двадцатью годами в России. А учеба в Петербурге так же важна, как и многолетняя практика на родине. Влияние русских живописцев и выполнение заказов белорусской знати — одно другому не оппонирует. Было бы странно противопоставлять эти две направляющие жизни художника. Искусство, как известно, не имеет границ.


Диана Мунасипова


МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter