Искренний футбол

Завтра кумиру любителей футбола главному тренеру сборной страны Эдуарду Малофееву исполняется 60 лет.
Завтра кумиру любителей футбола главному тренеру сборной страны Эдуарду Малофееву исполняется 60 лет.

Вот уже неделю не умолкает редакционный телефон. Читатели "СБ" из Заславля, Любани, Гродно, Лиды, Кобрина, Рогачева, Быхова и других городов обращаются с просьбой от их имени поздравить Малофеева с юбилейной датой, передать ему наилучшие пожелания.

Писать об Эдуарде Васильевиче и трудно, и легко. Ну что еще рассказать болельщику, о чем бы он не слышал, не читал, не знал из богатой разными событиями жизни футболиста и тренера? Вспомнить его приход из московского "Спартака" при содействии Ивана Мозера и Юрия Погальникова в минское "Динамо"? Перелистать архив с перечнем голевых подвигов тандема Мустыгин - Малофеев, выступлений за сборную СССР; вспомнить учебу в Высшей школе тренеров и красный диплом под первым номером?! Или в очередной раз напомнить о его ершистости, чудаковатости, спорах с динамовским руководством, стоивших некогда погон и пенсии? А может, взявшись за руки, пройтись с Васильевичем по его тренерским путям-дорожкам, то возносившим его к рулю сборной СССР и московского "Динамо", то опускавшим в любительскую команду Пскова? Или погрузиться в сладостные воспоминания "золотого" для минского "Динамо" и всех белорусов 1982 года, или, не мудрствуя лукаво, воспеть оду тренеру, вдохнувшему жизнь в нашу сегодняшнюю сборную?!

Наш уважаемый, тонко разбирающийся в футболе читатель все это знает, наверное, не хуже меня. Пригласив на днях к себе Малофеева, решил его любимый футбол оставить в покое

и поговорить о жизни, семье, детях. Не знаю, как вам, а мне было интересно.

- Эдуард Васильевич, в прогнозах на мировое первенство вы постоянно подчеркивали, что будете болеть за сборную России. Собственно, почему?

- Я - россиянин, зачат, извините, в Коломне, свет увидел в Красноярске, так за кого другого мне переживать?! При любом удобном случае заезжаю в Коломну, где прошло детство, приобщение к футболу, откуда за 100 км по утрам отправлялся в Москву на тренировки. Там сегодня живут моя мама, сестра, брат Михаил, он когда-то играл за минское "Динамо". Это наша с Мустыгиным родина, поэтому, возможно, мы, играя тандемом, так хорошо чувствовали и понимали друг друга на поле. Я всегда повторяю футболистам, своим и чужим детям: ребятки, вы увеличите свое долголетие, приумножите успехи в жизни, если будете уважать и любить родителей. Это святое дело, это основа нашей жизни.

- Друзья подначивали, что у Малофеева три дочери. Таких мужиков в шутку называют "бракоделами".

- Что скрывать - очень хотел и ждал мальчика. Но по прошествии лет могу сказать, что счастлив и с дочерьми. Другое дело, что надо было иметь больше детей, они мною движут, стимулируют, заставляют шевелиться. Без отцовской заботы и помощи им можно просто закиснуть. Сейчас со мной живет только младшенькая - Катюня, студентка первого курса БГУ. Надо ее поднять, поставить твердо на ноги, поэтому и внимания ей больше.

- А среди трех дочерей есть ли любимая?

- Посмотри на свою руку, разве можешь сказать, что, к примеру, мизинец ты любишь больше, чем большой палец или указательный? Так и с дочерьми. Я всех люблю, и они это знают. И неважно, что Лена в Москве воспитывает мне внука, что Анечка с двумя внучками и мужем - в польском Хожуве, а Катя - со мной.

- Будет ли московский внук продолжателем футбольного дела деда?

- Был бы очень рад, если бы у него получилось. Ему 14 лет, ходит в ДСШ, хвастается успехами. Но меня не проведешь, вижу, что пока он не слишком прогрессирует, ему кое-каких качеств не хватает, у него идет накопительный процесс. А бывает так: ходит к тебе, ходит "серенький" парнишка, а потом - раз и не узнать его, раскрылся, выстрелил. Внук у меня эрудит! Такой объем информации перелопачивает, что меня, деда, превзошел и кое-чему научить может. Это хорошее увлечение, главное, чтобы с плохим не сталкивался и не тянулся к нему. Ну а не выйдет из него футболиста - тоже расстраиваться не буду.

- Васильевич, а как при современных ритмах жизни, когда, по статистике, чуть ли не каждая вторая семья распадается, сохраняешь верность своей Дине?

- Мы с ней вместе 39 лет. Семья - это большой и кропотливый труд. В разных ситуациях надо уметь выслушать и понять друг друга, не держать обид, радоваться каждой новой встрече. Ни в коем случае нельзя обострять отношения, обижать друг друга. Это сложнейший процесс, ведь жизнь - это развитие, к единению надо стремиться всеми фибрами души. Да, с годами чувства притупляются, но люди уже настолько сблизились, привыкли друг к другу, что могут быть только вместе.

Быть женой футболиста, тренера очень непросто. Сколько и каких эмоций я приношу домой после игр, знает только Дина. Но в семейных отношениях очень многое зависит от нас, мужчин. Любовь все покрывает, надо уметь ее дарить, она, как ореол нашей жизни. Если ты видишь этот свет - будет долгая счастливая семейная жизнь. Если нет, то, наверное, и семью трудно будет сохранить.

- Ваш жизненный путь не был усыпан розами, шипов на нем было немало. Что заряжает энергией, бодростью, бьющими ключом?

- Благодарен бабуле и вере, которую она в меня заложила. Не осуждай ближнего, служи ему. Пусть маленькими шажками, но я старался этим принципам следовать. Я часто повторяю: "Простите меня, и я прощаю вас!" Это очень важно во взаимоотношениях людей.

Я благодарен судьбе, что попал в 1962-м в самую нравственную республику - Белоруссию. В то время это была кузница совести, нравственности, духовности. Когда-то меня из Минска звали почти во все клубы страны, но я до сих пор помню слова Петра Мироновича Машерова: "Никуда не надо уходить, медвежонок, - так он меня называл. - Если хоть раз изменишь тому месту, где ты становишься человеком, то будешь уязвим по жизни, она будет тебя шатать, бросать из стороны в сторону". Я его понял и никогда не жалел, что остался здесь, в "Динамо".

Делю ли людей на друзей и врагов?! - Нет. Надо следовать Писанию. Никого врагами не считаю, стараюсь быстро забывать обиду, не бываю злопамятным. Можно поспорить, даже поссориться, но надо уметь все забыть. Враги появляются тогда, когда ты сам не прав. (Малофеев продолжает монолог в лицах, даже опускается на колени. - Прим. автора.) В храм пришел прихожанин и ударил священника по лицу. Что бы ты сделал на его месте?! А священник упал на колени и попросил: "Извини, я не прав, что-то сделал не то, не так проповедовал..." В этом осмысление жизни.

Я стараюсь, чтобы духовность была стержнем моей жизни, жизни ребят-футболистов. Но пока я страшный грешник, глупый и подлый человек! Но я стремлюсь к святости, к духовности.

- Не утомляет ли чрезмерное внимание любителей футбола, журналистов?

- Иногда бывает, но что скрывать - оно приятно. Порой становится стыдно, что я не совсем такой, каким меня представляют люди, для них я собирательный образ. Поэтому не всегда знаю, как себя с ними вести, краснею, как девица. Но все равно внимание - очень приятно, и я благодарен за него людям.

- 60 - приличный возраст. Насколько он ощутим?

- Да никак! Может быть, моя внешняя оболочка, мой "скафандр" и говорит о годах, но внутри, в душе, мне, наверное, лет пятнадцать. Я чувствую себя пацаном, мне хочется куролесить и по-хорошему хулиганить. Я очень люблю жить, бедокурить. Спасибо, Господь, что даешь мне энергию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter