Искател случайных тайн

Автор и ведущий программы "Открытый архив" Алесь Матафонов выведывает исторические тайны Беларуси.
Автор и ведущий программы "Открытый архив" Алесь Матафонов выведывает исторические тайны Беларуси. Пока юноша заглядывал под каждый "кустик" стародавних тем и событий, подвергал сомнению устоявшиеся факты, не заметил, как сам угодил в историю. Не Беларуси, конечно. Это еще, видимо, впереди. Но в историю Первого национального телеканала Алесь МАТАФОНОВ вписан, кажется, точно.

Помните этот чудовищный случай, как на БТ лифт "разбушевался"? С одним пассажиром "на борту", потеряв электронное управление, лифт безостановочно возносился два раза с первого этажа на семнадцатый. Одиноко застрявший в нем Алесь Матафонов уже представлял себе, как сейчас эта бесовская коробка пробьет крышу здания БТ и он воспарит в ней над улицей Макаенка. К счастью, крыша на нашем телевидении оказалась прочной: резко с ней столкнувшись, лифт завис между семнадцатым этажом и небом. И у Алеся было 15 минут на размышления о вечности, пока специалисты вызволяли его из этой техногенной западни.

- Алесь, ты извини, я понимаю, что тебе не смешно вспоминать тот злополучный лифт. Но скажи, с тех пор, как тебя в нем тряхануло, что-то изменилось в твоей жизни?

- Да. Мне удалось наконец прославиться (смеется). А если серьезно, конечно, изменилось. И многое. Раньше, когда я оставался в одиночестве, я "парился", думая постоянно: "Ой, напрасно теряю время. Надо срочно куда-то идти, с кем-то встречаться, узнавать что-то". Я привык размышления о мире выслушивать от других людей и незаметно для себя начинал считать чужие открытия чуть ли не своими собственными. При этом я ни разу по-настоящему не прислушался сам к себе, к тому, что же происходит внутри меня на самом деле. И вот когда я повис там, "между семнадцатым этажом и небом"...

- Ты за 15 минут понял: кто ты? откуда? и куда идешь?

- Для тебя минуты, а для меня... Я там вечность пробыл. И чтобы рассказать об этом - одного интервью недостаточно.

- Понимаю. Давай о работе. В исторических архивах Беларуси тебе действительно попадались факты неизвестные и парадоксальные, прямо чтобы дух захватывало?

- Когда я готовил передачу о Лукаше Бенде, довольно известном литературном критике в сталинские времена, его именем пугали писателей Беларуси. Так вот, когда я работал над материалами, мне было интересно этого человека, Лукаша Бенде, не то что реабилитировать, а рассмотреть ближе, объективнее, через призму событий того времени. Увидеть как раз его "случайные черты" и черточки, а не хрестоматийные грани известной личности. Словом, немного расшатать монолитный образ конъюнктурщика и почти злодея. И вот в архиве я наткнулся на тетрадь стихов, которые своему учителю - Лукашу Бенде - посвятила влюбленная в него ученица, некая молодая девушка. Я должен признаться, ее стихи, импульсивные и талантливые, произвели на меня сильное впечатление. Недаром Бенде долго хранил эту тетрадь. И мне, изучая его архив, было безумно интересно следовать за маленькой личной тайной непоколебимого борца с буржуазной сентиментальностью...

- В программе "Открытый архив" ты полагаешься на личный вкус и интерес?

- Вернее, на личный азарт и профессионализм.

- Прекрасно. А как твое начальство к тебе относится?

- Иногда меня посещает ощущение, что программу "Открытый архив" кое-кто считает "белой вороной". Но позволю предположить, что взаимоотношения терпимые.

- Послушай, Алесь, у меня такое чувство, что тебе не 27 лет, а 99.

- Это мне в отпуск нужно. Месяца на два.

- После просмотра твоей программы, у меня часто складывается впечатление, что за 26 минут ты успел нам рассказать только хрестоматийные сведения. Кажется, вот-вот сейчас приоткроешь завесу исторической тайны. Увы, как говорится, на самом интересном месте программа заканчивается.

- В своих программах или фильмах - это кому как угодно - я стараюсь придерживаться драматургических законов, знание о которых получил в Белорусском государственном университете культуры. Творческий процесс - дело очень интимное. Когда я погружаюсь в него, у меня учащается сердцебиение, серьезно. Получать удовольствие от собственной работы, что может быть лучше? В конце концов, свои фильмы я делаю для себя. Про зрителя вспоминаю только перед эфиром. Но это не значит, что он мне безразличен. Зритель - главный ценитель и знаток. Если он меня понимает и чувствует - это высшая награда. Но часто бывает, если вы спросите у зрителя, что ему понравилось, он не всегда сможет объяснить, что именно. В этом и состоит магия телевидения.

- А так ли уж открыт сегодня архив? Есть ли темы в истории или документы, на которых по-прежнему стоит категорический гриф "Секретно"?

- История человечества продолжается. Ей свойственны тайны и секреты, которые будут известны только следующим поколениям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter