Инвестор в домашних тапочках

Как привлечь в белорусскую экономику деньги нашего же бизнеса?

Почему сегодня многие делают ставку на поиск иностранных инвестиций вместо того, чтобы обратить более пристальное внимание на белорусский бизнес?

Об этом, а также о проблемах взаимодействия бизнеса с органами местной власти, проекте Директивы № 4 Президента Республики Беларусь и многом другом шел разговор во время выездного заседания Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, который проходил в Витебске на базе СООО «Марко».

Сегодня Совет по развитию предпринимательства не только представляет бизнес в диалоге с государством, но и объединяет наиболее активную часть предпринимателей — тех людей, которые на практике ощущают все трудности и проблемы, связанные с процессом инвестирования. Как отмечает председатель совета Владимир Зиновский, в настоящее время поток финансовых вливаний в промышленную и социальную сферу растет. Но на данном этапе важны не столько общие показатели, сколько цифры прямых инвестиций. Почему владельцы собственного бизнеса не могут вкладывать больше? Что их останавливает: боязнь изменений, недоверие? По мнению Владимира Зиновского, в этом нужно детально разобраться, найти точки соприкосновения, при необходимости инициировать определенные изменения в законодательной базе. Да, человеку, идущему на реализацию масштабных проектов и таким образом рискующему своим делом и благополучием, нужны гарантии, налоговые послабления, другие преференции. Вот почему все представители белорусского бизнеса с нетерпением ожидают принятия Директивы № 4 «О мерах по дальнейшей либерализации экономики, раскрепощению предпринимательской инициативы», которая должна послужить толчком и для отечественного бизнеса, и для различных структур органов госуправления, где еще нередки случаи бюрократизма, неразворотливости и даже открытого неприятия по отношению к возможным инвесторам.

Немалые надежды возлагает на новый жизненно важный документ и член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, генеральный директор СООО «Марко» Николай Мартынов, всегда считавший частные инвестиции наиболее эффективным способом развития производства. «И хотя нельзя сказать, что зарубежные бизнесмены пользуются у нас в стране каким-то явным преимуществом, но более внимательное отношение к ним чиновников во многом и является причиной того вялотекущего процесса, который наблюдается в привлечении финансовых средств отечественных предпринимателей», — отмечает Николай Васильевич. Да, многие моменты, прописанные в проекте директивы, уже были законодательно закреплены в других нормативных актах. Но вот их действенность, бесспорно, заслуживала лучшего. Белорусский бизнес — основа и двигатель нашего прогресса, нашей экономики. А потому главная цель разрабатываемого документа, как считает Николай Мартынов, – повернуть чиновника лицом к предпринимателю. К тому человеку, который готов развивать производство не за рубежом, а в родной стране, укреплять свои, а не чужие корни, создавать будущее для собственных детей и внуков.

В настоящее время «Марко» практически не использует иностранные инвестиции. А вот эффективность работы каждого вложенного своего рубля налицо. Красноречивый пример: около 10 лет обувная фабрика «Красный Октябрь» упорно шла к банкротству. С 6 млн. пар обуви годовой объем производства собственной продукции сократился до 24 тыс. А вот после того, как «Марко» выкупило акции предприятия, жизнь наладилась. Здесь выпущено уже 950 тыс. пар обуви, и темпы производства только растут. Конечно же, чтобы наладить работу предприятия, нужны немалые деньги.

Ежегодно на модернизацию оборудования и ремонт зданий каждого из своих трех промышленных подразделений, где в общей сложности работает около 4 тыс. человек, «Марко» отчисляет солидные средства. Кроме того, огромные вливания идут на развитие так называемого непрофильного бизнеса. Например, в Витебске сейчас полным ходом идет строительство бизнес-центра «Марко-Сити», которое планируется завершить к следующему «Славянскому базару». Уникальный по своему архитектурному исполнению — в виде пирамиды — центр уже потребовал около Br 120 млрд. инвестиций.

Николай Мартынов высказал мнение, которое поддержали все члены совета: необходимо усовершенствовать институт кредитования, который зачастую тормозит реализацию перспективных инициатив. Кроме того, он обозначил: интересы государства сегодня требуют, чтобы частная предпринимательская инициатива рассматривалась как составная, но не второстепенная часть экономического и интеллектуального потенциала страны. «Ведь частный бизнес отличается инициативностью, мобильностью, оперативной отзывчивостью на колебания рынка, способностью заполнять хозяйственные ниши, не занятые государственным сектором экономики», — пояснил специалист. По мнению руководителя обувного производства, в последнее время в республике, действительно, сделано немало для упрощения и сокращения административных процедур, связанных с созданием и деятельностью частных предприятий. Но проект директивы главы государства о дальнейшей либерализации экономики, направленной на динамичное и устойчивое развитие предпринимательской инициативы, предусматривает формирование еще более благоприятных условий вовлечения в сферу бизнеса новых людей. «Проект документа — обстоятельный и всесторонний, — подчеркнул генеральный директор СООО «Марко». — Главное, чтобы до подписания Президентом он не потерял своей весомости. Еще одно пожелание — одновременно с изданием директивы, которая все-таки является документом программного характера, нужно определить механизм и сроки реализации намеченных программ».

«Сегодня проблемы частного бизнеса связаны не столько со сложностью и количеством административных процедур, сколько с чрезмерным администрированием и вмешательством в дела предпринимателей, что зачастую наблюдается на местных уровнях. В соответствии со статьей 56 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» гражданско-правовые отношения Советов, исполнительных и распорядительных органов с другими организациями должны строиться на договорной основе. Это было бы идеально, так как предприниматель осуществляет деятельность исключительно на свой страх и риск. Но на практике руководитель любого заметного в масштабах того или иного региона субъекта хозяйствования частной формы собственности подвержен потоку руководящих указаний от различных государственных органов. Зачастую доводимые экономические показатели не имеют сколько-нибудь разумного обоснования и нередко противоречат друг другу», — отмечает Николай Мартынов.

Еще одна проблема, актуальность которой подтвердили все участники семинара-совещания, — сотрудничество с зарубежными странами. Белорусский частный бизнес все больше выходит на международный рынок, все чаще совершает внешнеэкономические операции. Не всегда они укладываются в 60 или 90 дней, но срок совершения операции в соответствии с законом следует продлять до истечения указанных сроков, даже если по контракту выполнение обязательств сторонами и находится за их пределами. В какой-то степени продление этих сроков носит чисто формальный характер. Но наказания за нарушение далеко не формальны. Николай Мартынов считает: регистрация внешнеэкономических сделок, избежать которой невозможно при легальном совершении операций, вполне может заменить процедуру продления сроков их завершения. Почему бы не облегчить задачу?

Все замечания и предложения, представленные в ходе совещания, взяты под контроль. Не для того, чтобы немедленно призвать кого-то к ответу или же потребовать изменения законодательства, а для более детального анализа, изучения ситуации и при необходимости – принятия мер. Конструктивный диалог с органами власти, как считают члены Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, не осложняет ситуации в мире экономики, а лишь помогает избежать будущих ошибок и укрепить общие позиции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter