Интернету мешает разве что распущенность некоторых пользователей

С 6 января вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально–исполнительный кодекс об административных правонарушениях...

С 6 января вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально–исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Они предусматривают административную ответственность юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение ряда требований по использованию национального сегмента сети интернет. Примечательно, что сами эти требования вступили в силу с 1 июля 2010 года. Они регламентированы Указом Президента № 60, подписанным 1 февраля 2010 года. Все это время байнет живет по установленным этим документом правилам и работает без видимых изменений. Но именно сейчас почему–то вдруг пошла волна нервных оценок. Суть выводов некоторых иностранных экспертов обескураживает. Дескать, в Беларуси чуть ли не полностью перекрывают сеть, а пользователей будут штрафовать за посещение иностранных веб–сайтов. Вольная трактовка законодательства породила целый шлейф мифических тревог. Мы решили побеседовать о ситуации со специалистом — исполняющей обязанности генерального директора УП «Надежные программы» (портал ТУТ.by) Людмилой Чекиной.


— Людмила Юрьевна, для начала вернемся к событиям почти двухлетней давности. Было введено ограничение доступа к ряду интернет–ресурсов деструктивного содержания: распространяющих порно, пропагандирующих насилие, экстремизм. Это белорусское изобретение или все же мировая практика?


— Разумеется, в мире есть опыт фильтрации ресурсов, распространяющих информацию, запрещенную законодательством. Это нормальная практика, в том числе и для США, и для Евросоюза. Иногда за рубежом законодательство даже более строгое, чем у нас. Но вопрос здесь скорее не в самом законодательстве, а в практике его применения. Если все строго соответствует букве закона, никакого вреда такая фильтрация не принесет.


Подход, который использован разработчиками Указа № 60, предусматривает именно добровольное использование услуг по ограничению доступа к сайтам, содержащим запрещенную информацию. Для всех, кроме государственных органов и организаций, организаций образования и культуры. То есть пользователь у себя дома абсолютно свободен. Может заходить на любые сайты. Такая услуга может заинтересовать пользователя в случае, например, если он захочет оградить своих детей от ресурсов порнографического содержания. Мы ведь знаем, что интернет довольно опасное место для подрастающего поколения. Поэтому ничего удивительного в том, что появился такой закон, нет. При этом подходы использованы достаточно либеральные.


— В новых условиях вы работаете уже почти два года. Исходя из этого опыта какие можно сделать выводы?


— Одно из требований касается компаний, которые продают товары и услуги в Беларуси через интернет–ресурсы. Им необходимо пользоваться белорусским хостингом. К примеру, нам пришлось перевезти серверы ТУТ.by с московского хостинга в Беларусь. С одной стороны, конечно, понесли некоторые дополнительные издержки. Московский хостинг дешевле, чем в местном дата–центре. Но с другой — мы прекрасно понимаем, что это требование лежит в плоскости защиты экономических интересов Беларуси. Поскольку дает стимул для развития услуг того же хостинга, строительства новых дата–центров, изменения соотношения внешнего и внутреннего трафика. Оно, к сожалению, пока не в пользу внутреннего. Это чисто экономические мотивы. И со стратегической точки зрения послужат развитию интернет–услуг в стране и, как следствие, снижению их стоимости для конечного пользователя.


— Обсуждение темы переполнено разными тревогами. То ли реальными, то ли надуманными — сразу не разобраться. Давайте поговорим о них. Вот, например, высказываются опасения, что в стране нет столько технических мощностей, чтобы перевести все белорусские интернет–ресурсы в местные дата–центры.


— Крупнейший поставщик таких услуг — «Белтелеком» — утверждает, что запасы мощностей достаточно велики и все, кто желает разместиться на белорусском хостинге, место получат. При этом еще и останется солидный запас. Практика подтверждает это заявление.


— А есть ли альтернатива «Белтелекому»?


— У нас сейчас 35 крупных хостинг–провайдеров. Плюс еще какое–то количество мелких. Но все серверы в основном находятся в дата–центрах РУП «Белтелеком». Для того чтобы построить действительно хороший дата–центр, требуются немалые инвестиции. Пока на них никто не решился. Конечно, здесь весь вопрос в коммерческой целесообразности такого проекта. Возможно, когда–нибудь и к этому придем.


— Еще одно расхожее мнение: белорусским владельцам сайтов будут закрыты популярные интернациональные доменные имена com, org, info, biz и другие...


— Это заблуждение, которое исходит от невнимательного прочтения Указа № 60. Само определение документом «национального сегмента сети интернет» предполагает размещение информационного ресурса на территории Беларуси и (или) использование доменного имени зоны by. Поскольку используется союз «или», одного размещения ресурса на территории страны достаточно, чтобы он относился к национальному сегменту. Поэтому при белорусском хостинге можно использовать имя любой доменной зоны, и это не будет нарушением.


— На одном из форумов прочитал вопрос частного фотографа. У него есть личный сайт, размещенный на иностранном хостинге. Там образцы работ и контактная информация. Придется ли ему переносить раскрученный ресурс в Беларусь? Ведь напрямую через сайт он ничего не продает?


— Речь о сайтах–визитках. Это один из вопросов, который требует официального разъяснения. Пример фотографа здесь не самый типичный. Наше законодательство позволяет оказывать фотоуслуги без регистрации юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя. Достаточно платить фиксированный налог. А размещения физическими лицами своих сайтов в белорусском сегменте интернета Указ № 60 не требует.


Другое дело — предприниматели и юридические лица. На одной из пресс–конференций представители ОАЦ отмечали, что сайты–визитки можно считать сайтами, через которые оказываются услуги на территории страны. А коль так, то они должны размещаться здесь. Но это устное заявление, а не официальное разъяснение. Поэтому в таких случаях, конечно, требуются уточнения. Но здесь есть еще важный нюанс. Если этот сайт создан для оказания услуг зарубежным потребителям, он может быть размещен вне страны. В таком случае нарушения не будет.


— А как насчет разговоров, что для белорусских пользователей, мол, закроются зарубежные интернет–магазины и аукционы?


— Полагаю, это еще одно абсолютно беспочвенное опасение. Указ распространяется только на юридические лица, индивидуальных предпринимателей и представительства иностранных компаний, зарегистрированные на территории Беларуси. На нерезидентов эти требования не распространяются, они находятся вне белорусской юрисдикции. Иностранные субъекты хозяйствования могут совершенно свободно оказывать услуги на территории нашей страны с использованием зарубежных информационных ресурсов.


Что касается ответственности пользователя — ни один нормативный акт ее не предусматривает. Пользователь может совершенно свободно приобретать товары, заказывать услуги там, где ему удобно.


— Говорят, что законодательные изменения могут осложнить взаимоотношения наших программистов с иностранными заказчиками.


— Осложнить могут не законодательные изменения, а поднятая волна искаженной информации. Сам закон никоим образом не препятствует таким контактам. К сожалению, дело здесь именно в комментариях, которые не всегда делаются профессионально и впоследствии обрастают слухами и сплетнями, перепечатываются без попыток обозревателями ознакомиться с первоисточниками. Казалось бы, все просто: даже google — переводчик мог бы помочь вникнуть в суть. Но почему–то считается лучше не только не перепроверить, но и додумать новые комментарии, которые к реальному действию закона никакого отношения не имеют.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter