Интеллектуальное рейдерство

Почему недостойно завоевывать рынки, «проезжая зайцем»?

Почему недостойно завоевывать рынки, «проезжая зайцем»?

В последнее время тема использования товарных знаков активно обсуждается в СМИ, в том числе и в «Р». Авторы публикаций отмечают преимущества, которые дает регистрация товарных знаков, настоятельно рекомендуют производителям продукции активно регистрировать знаки в Беларуси и за ее пределами, то есть там, куда они намерены поставлять продукцию. Что на сей счет показывает судебная практика? Всегда ли добросовестны заявители, подавая заявки на регистрацию товарных знаков на свое имя? Как часто товарные знаки становятся орудием недобросовестной конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов на рынке товаров и услуг? Стоит ли успокаиваться, получив охранный документ на товарный знак? На эти и другие вопросы мы попросили ответить заместителя Председателя Верховного Суда Беларуси, председателя судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Жанну ШКУРДЮК (на снимке).

— В Национальном центре интеллектуальной собственности ежегодно регистрируется на иностранных и национальных заявителей большое количество товарных знаков (знаков обслуживания). Чем, Жанна Борисовна, вызван такой интерес к этому средству индивидуализации участников гражданского оборота?

— С древнейших времен производители маркировали свои товары оригинальными клеймами — прообразами современных товарных знаков. Это был своеобразный знак качества, который позволял отличать продукцию и товары одного производителя от продукции и товаров других производителей на рынке. Не утратили своей актуальности товарные знаки и в настоящее время. Каждая компания либо предприятие, чтобы выделить свой товар, привлечь к нему покупателя, проставляет на нем товарный знак в виде словесного, комбинированного, изобразительного обозначения, регистрирует объемные товарные знаки в виде банок, бутылок и упаковок. Достаточно часто этому предшествует многолетняя кропотливая работа над разработкой нового и оригинального товарного знака, его рекламой и продвижением на рынке, сопровождаемая серьезными финансовыми вложениями. Порой цена «раскрученных» товарных знаков может значительно превышать стоимость самой фирмы. К примеру, стоимость товарного знака «Coca Cola» в разные годы колебалась от 30 до 66 млн. долларов. В 2008 году товарный знак «Microsoft» стоил 59 млн. долларов, а «Nokia» — 36 млн. долларов. Стоимость товарных знаков наиболее крупных и известных белорусских производителей также достаточно высока.

С товарными знаками мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. Вместе с тем достаточно провести опрос потребителей, чтобы убедиться в том, что большинству из них вообще не знакома такая правовая категория, как «товарный знак». Они даже могут и не догадываться, что наименования самих предприятий, дизайн упаковки товаров, наименования высококачественных продуктов и изделий зарегистрированы в качестве товарных знаков производителей и на них получены охранные документы. Потребители просто доверяют товарам такого производителя, которого они хорошо знают, продукция которого имеет высокое качество. Жизнь показывает, что не только низкая цена и качество определяют популярность товара — удачно подобранное обозначение также способствует его успеху на рынке.

— Действительно ли регистрация товарного знака дает обладателю прав на него серьезные преимущества на рынке товаров и услуг?

— Что касается преимуществ регистрации, то хорошо узнаваемый товарный знак позволяет его владельцу получить значительно больше прибыли, так как при прочих равных условиях потребитель всегда отдает предпочтение товару или услуге, обладающим высоким качеством и предлагаемым под хорошо известным знаком. Кроме того, владелец товарного знака может не только сам его использовать, но вправе разрешать использование знака другим хозяйствующим субъектам, заключая с ними лицензионные договоры и получая за это вознаграждение. И что самое главное, запрещать использование на бездоговорной основе своего знака либо похожего на него всем третьим лицам, устанавливая тем самым монопольное право на рынке товаров и услуг, устраняя с рынка конкурентов.

Наметилась определенная тенденция, связанная с приходом на наш рынок иностранных фирм. Работу на белорусском рынке они начинают не с активной рекламной кампании своего товара, а с закрепления прав на оригинальные, запоминающиеся, красивые, яркие, приятные для глаз и ушей словесные обозначения и изображения. Количество подаваемых в белорусское патентное ведомство заявок на регистрацию по национальной процедуре ежегодно растет, и, по данным Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь, почти из 38 тысяч зарегистрированных на 1 января с. г. товарных знаков иностранные правообладатели владеют 17 750. Наиболее преуспевают в подаче заявок Германия, Швейцария, Китай, США, Италия, Франция, Япония, Австрия, Великобритания. Активны в регистрации знаков Россия и Украина. Поскольку на экспорт приходится около 85 % всего объема товаров и услуг, производимых в нашей стране, белорусские производители также должны подумать о закреплении прав, прежде чем продвигать продукцию на зарубежные рынки. Но они не отличаются особой активностью и неохотно используют те преимущества, которые дает регистрация знаков в странах экспорта.

— После регистрации товарного знака и получения свидетельства на него можно спать спокойно: знак будет сам «работать» на производителя?

— Отнюдь. Есть и оборотная сторона медали. Хотя регистрацию товарного знака и считают мощным стратегическим инструментом маркетинговой политики, редким товарным знакам удается прожить долгую счастливую жизнь и не сойти с дистанции, не устареть и не прийти в упадок. Даже самый раскрученный и узнаваемый товарный знак не сможет силой удерживать потребителя, если выпускаемая предприятием продукция утратила свое высокое качество, а отсюда и привлекательность, морально устарела, а на рынке появилась аналогичная продукция либо товары с более высокими качественными показателями, более привлекательным дизайном упаковки и лучшими техническими параметрами. Кроме того, к упадку может привести неверная ценовая, сбытовая, рекламная политика. Но одним из опаснейших факторов остается все-таки деградация качества продукции.

— Рыночную экономику очень сложно представить без конкуренции, то есть экономического соревнования, состязания хозяйствующих субъектов за первенство на рынке. Часто ли товарные знаки становятся орудием недобросовестной конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг?

— Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ стимулирования работников и трудового коллектива. В наши дни на мировом рынке идет жестокая борьба за потребителя в связи с тем, что потенциальное производство товаров и услуг в два раза превышает потенциальный спрос на них. При добросовестной конкуренции, осуществляемой по строго установленным правилам, хозяйствующие субъекты для завоевания рынков и привлечения внимания потребителей к своей продукции используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, манипулирование уровнями цен в сторону их снижения, различного рода акции и распродажи, создание более совершенной группы товаров и услуг, строго следуя обычаям делового оборота, требованиям добросовестности и разумности. Но не все хозяйствующие субъекты хотят в своем бизнесе конкурировать с доброй совестью и честно. Поэтому недобросовестная конкуренция как один из видов нецивилизованного поведения хозяйствующих субъектов в целях получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности еще долго будет объективной реальностью.

Как следует из судебной практики коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Беларуси, на отечественном рынке паразитируют на чужих средствах индивидуализации большей частью небольшие совместные и иностранные предприятия, общества с ограниченной ответственностью. Именно для них характерны производство и реализация продукции с использованием несколько видоизмененного чужого товарного знака либо фирменного наименования, которое приобрело устойчивую репутацию на рынке, схожей упаковки товаров. Такие действия, связанные с незаконным использованием чужой интеллектуальной собственности и получением преимуществ на рынке товаров и услуг за счет чужой деловой репутации, в зарубежной антимонопольной практике получили название «проехать зайцем». Защищаясь от таких «зайцев» — любителей прокатиться за чужой счет, в коллегию ежегодно подается иностранными и национальными правообладателями до десятка обоснованных исков о пресечении нарушения прав на товарные знаки, взыскании штрафов в размере стоимости товаров с незаконно используемыми товарными знаками либо возмещении убытков.

— Самостоятельную разновидность актов недобросовестной конкуренции представляет та, что связана с приобретением и использованием исключительного права на чужие объекты интеллектуальной собственности, в частности на товарные знаки (знаки обслуживания). Свойственна ли такая конкуренция для белорусского рынка?

— Свойственна. Поскольку традиционных обозначений, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, уже не хватает всем желающим иметь товарный знак, конкурентов все больше привлекают завоевавшие известность чужие знаки. В том числе и иностранных производителей, которые по тем или иным причинам не успели либо не захотели расширять правовую охрану на территорию Беларуси. Здесь действуют принципы «Кто не успел, тот опоздал» и «Первый во времени — первый в праве», которыми и оправдывают свои действия недобросовестные конкуренты, подающие заявки на регистрацию чужих товарных знаков либо используемых обозначений. С учетом норм Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» все выглядит благопристойно.

Целью таких регистраций и приобретений исключительных прав является установление монопольного права на рынке товаров и услуг, получение незаконных преимуществ в предпринимательской деятельности. Так называемые интеллектуальные рейдеры вместо того, чтобы быть добросовестными коммерческими (торговыми) представителями на рынке по продвижению товаров производителей, владельцев прав на товарные знаки, превращают в доходный бизнес регистрацию на свое имя известных товарных знаков с целью последующей их продажи добросовестным владельцам за баснословные суммы.

Нередки случаи регистрации в качестве товарных знаков чужих фирменных наименований либо части фирменных наименований. Позаимствовав фирменное наименование либо его часть и оформив его в качестве уже своего товарного знака, такой владелец считает своим законным правом устанавливать монополию на рынке и диктовать условия путем запрета фирме выпускать продукцию либо оказывать услуги под его же собственным, используемым в течение достаточно длительного периода времени и приобревшим известность среди потребителей и деловых кругов своей добросовестной, безупречной деятельностью фирменным наименованием.

Зачастую недобросовестные субъекты предпринимательской деятельности, ссылаясь на «ностальгию по прошлому», регистрируют на свое имя в качестве товарных знаков обозначения, которые на протяжении длительного времени использовались на территории бывшего СССР различными производителями, в связи с чем имеют стойкую ассоциацию у потребителей с качественным товаром определенного вида. После получения охранных документов они предъявляют необоснованные притязания к добросовестным пользователям тождественных обозначений, ссылаясь на нарушения исключительных прав на товарные знаки, инициируют обращения в суд с исками о пресечении нарушений их прав.

Конечно же, такие регистрации стабильными назвать нельзя. Над приобретателем прав на знаки подобным образом постоянно висит угроза возможной их потери путем оспаривания регистрации в Апелляционном совете патентного ведомства либо в антимонопольном органе, по решению которого действия по регистрации товарных знаков интеллектуальными рейдерами на свое имя признаются недобросовестной конкуренцией с последующим аннулированием регистраций патентным органом. Решения этих органов, вынесенные не в пользу горе-правообладателей, при последующем их обжаловании в судебную коллегию оставлялись без изменения как законные.

— Какие рекомендации, Жанна Борисовна, можно дать тем, кто хочет быть успешным на рынке и на законном основании извлекать прибыль, используя конкурентные преимущества?

— Интеллектуальная собственность — это хоть и нематериальные активы, но именно они являются наиболее лакомыми и доступными для захвата кусочками. И если у предприятия все складывается хорошо и удачно, оно нарабатывает репутацию, выводит на рынок высококачественную продукцию, внедряет в производство инновационные технологии, то ему следует свое-временно подумать о защите своей интеллектуальной собственности, дающей серьезные конкурентные преимущества, с тем, чтобы ею не воспользовались недобросовестные конкуренты, бывшие сотрудники предприятия либо вышедшие из состава учредителей партнеры, решившие открыть собственный бизнес. Главное, помнить, что, откладывая на потом защиту своей интеллектуальной собственности, вы сами приближаете приход рейдеров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter