Интеллект - это капиталы

26 апреля впервые в истории отмечался Всемирный день интеллектуальной собственности.
26 апреля впервые в истории отмечался Всемирный день интеллектуальной собственности. Никаких шумных мероприятий по такому случаю в Беларуси не было. Отпраздновали, как говорится, в рабочей обстановке. Тем не менее День интеллектуальной собственности - хороший повод задать несколько вопросов Александру АБРАМЧУКУ, исполняющему обязанности председателя Комитета по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции республики.

- Почему решено отмечать День интеллектуальной собственности?

- Интеллектуальная собственность приобретает все больший вес в общественном сознании и в экономике. Доля интеллектуального продукта в ВВП ряда западных стран достигает беспрецедентного уровня - почти 5 процентов. Финансовый успех крупнейших компаний мира - это прежде всего результат понимания важности развития интеллектуальной собственности. Так что учреждение Дня интеллектуальной собственности выглядит вполне логичным.

- Само понятие "интеллектуальная собственность" достаточно новое для нас. Есть ли нам что праздновать?

- Относительно новое оно для белорусского законодательства. Что же касается нас с вами, то все, что мы ежедневно читаем, смотрим по телевизору, слушаем по радио, с чем работаем на компьютере, - плоды интеллектуального труда и одновременно объекты авторских и смежных прав. Права создателей литературных произведений на территории нашей страны охраняются уже с начала XIX века. За последние 10 лет в Беларуси немало сделано, чтобы национальное законодательство в интеллектуальной сфере соответствовало международным нормам. 5 лет назад принят Закон "Об авторском праве и смежных правах". Важным событием стало участие Беларуси в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, что обеспечило охрану прав белорусских авторов в 147 странах мира. В 2002 году вступят в силу договоры ВОИС по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам, обеспечивающие защиту прав белорусских исполнителей и производителей фонограмм за рубежом. Интеграции в мировое сообщество, несомненно, будет способствовать и подписанная в конце прошлого года в Женеве программа сотрудничества между правительством Беларуси и ВОИС.

- Александр Александрович, как вы оцениваете ситуацию с охраной авторских прав в самой республике?

- Как достаточно благополучную, если говорить о литературных и крупных музыкальных произведениях, театральных постановках, произведениях декоративно-прикладного искусства. Что же касается песенного жанра, а также охраны прав создателей компьютерных программ, то ситуация выглядит, увы, не слишком оптимистично. Это та сфера, где пиратствовать легче всего. Скажем, чтобы украсть промышленное изобретение, нужны знания, подготовленное производство и т.д. Чтобы украсть, например, музыкальную запись, вполне достаточно бытового магнитофона... Комитет никогда не закрывал на это глаза. При нашем непосредственном участии в 1999 году органами внутренних дел столицы было задержано 901.000 пиратских компакт-дисков, которые через нашу республику перемещались из Украины в Россию. По судебному решению диски переработали в крошку, а доход от продажи 13 тонн крошки поступил в бюджет. Только в 2000 году правоохранительные органы выявили 103 случая нарушений авторского права. Изъято более 102.000 компакт-дисков, аудио- и видеокассет. Общая стоимость изъятой продукции, материалов и оборудования составила 353,4 тысячи долларов США. Сегодня заключение, является ли та или иная продукция контрафактной, дают в основном специалисты Комитета по авторским и смежным правам. Прорабатывается возможность проведения экспертизы незаконной продукции, проходящей по уголовным делам, в экспертно-криминалистическом центре МВД.

- Комитет представляет на территории Беларуси интересы почти полутора тысяч белорусских авторов и около 16.000 авторов из других стран. Действует более 220 договоров с организациями, использующими произведения литературы и искусства. Насколько справедлива сегодня система авторских гонораров?

- Больной вопрос. В прошлом году мы выплатили гонорары более 1.000 создателям литературных и музыкальных произведений, научных статей. Что беспокоит? То, что часть белорусских авторов переориентируется на работу с Россией. Причина проста: там гораздо выше гонорары. Скажем, в Москве билет в драмтеатр стоит 100 российских рублей, на оперный спектакль - 300, а если приезжает зарубежная труппа, то не менее 1,5 тысячи рублей. У нас в оперный и за полторы-две тысячи белорусских можно сходить, цены на билеты в драматический театр просто смешные. Гонорар же напрямую зависит от сборов. В итоге среднее вознаграждение, которое мы выплатили белорусским авторам в прошлом году, составило 47,5 тысячи рублей, и только 8 человек получали более 50 тысяч в месяц. Судите сами, можно ли на эти деньги жить, творить? Мне кажется, пора наконец понять: нужно уважать права других, чтобы уважали твои собственные. И право на достойное вознаграждение за интеллектуальный труд в этом смысле не исключение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter