Интеграционный ресурс требует новых акцентов

Национальному собранию Беларуси прошлого созыва довелось принимать решения, которые без преувеличения можно отнести к историческим: ратифицировать международный Договор о Союзе Беларуси и России, затем Договор о создании Союзного государства.
Национальному собранию Беларуси прошлого созыва довелось принимать решения, которые без преувеличения можно отнести к историческим: ратифицировать международный Договор о Союзе Беларуси и России, затем Договор о создании Союзного государства.

За принятием этих масштабных документов - политическая воля президентов Беларуси и России, труд юристов и экспертов, представителей исполнительной и законодательной ветвей власти обоих государств. Но едва ли не более важной задачей представляется реализация прописанных в документах положений, их претворение в жизнь.

Своими мыслями о том, какое место в союзном госстроительстве принадлежит национальным парламентам и парламентариям Беларуси и России, наш обозреватель попросила поделиться заместителя председателя Палаты представителей Владимира Коноплева. Кстати сказать, в отличие от российской Госдумы, где количество вице-спикеров совпадает с числом парламентских фракций, в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь у ее председателя заместитель один. Дважды - в прошлом созыве и в нынешнем - на пост вице-спикера Палаты представителей коллегами-депутатами подавляющим большинством избирался Владимир Коноплев.

- В самое ближайшее время нас ждет весьма интересное событие - должна состояться очередная сессия Парламентского собрания (ПС) союза Беларуси и России, - замечание Владимира Николаевича непраздное: до формирования союзного парламента его функции выполняет Парламентское собрание, состоящее из депутаций, делегированных национальными парламентами. - Внимание привлекает не только то, что на сессии будет обсуждаться основной законопроект для Союзного государства - бюджет на 2001 год. В сессии впервые примут участие вновь избранные белорусские парламентарии, которым предстоит работать в Парламентском собрании вплоть до выборов в союзный парламент. Кстати говоря, вскоре депутаты Палаты представителей должны рассмотреть законопроект об этих выборах. Как известно, избрание депутатов в союзный парламент в нашей стране возможно только после проведения выборов президентских. Одним словом, не раньше октября-ноября 2001 года.

Не умаляя значения Парламентского собрания, замечу, что по своему статусу оно не может осуществлять полноценную законотворческую деятельность. Образно говоря, на первых порах союзного строительства Парламентское собрание было своего рода политическим локомотивом интеграционных процессов: принимались декларации и заявлялись планы, которые для многих казались тогда чуть ли не фантастическими. Но политический ресурс интеграции исчерпан. В последнее время акцент эффективности и результативности работы сместился в сторону исполнительной власти - несмотря на важные политические избирательные кампании в России и Беларуси, в 2000 году состоялось три заседания Высшего Госсовета, планомерно реализуются положения Договора о строительстве Союзного государства.

Основная нагрузка по созданию единого правового пространства Союзного государства все же лежит на национальных парламентах. Палата представителей уже не первый год занимается унификацией и гармонизацией нашего законодательства с российским: это не бездумное переписывание или копирование законов Российской Федерации, а сближение законодательных норм в той их части, которая наиболее приемлема для развития нашей экономики и социальной сферы. Я солидарен с позицией, которую озвучил в одном из своих интервью министр труда и социального развития России Александр Починок: перед исполнительной властью и законодателями обеих стран сегодня стоит решение задачи по объединению белорусской стабильности с российскими возможностями материального обеспечения.

Возможно это только в том случае, когда будет эффективно развиваться экономика. Тогда будут средства и на достойную жизнь. Поэтому Палата представителей второго созыва, которая совсем недавно начала свою работу, активно включилась в законотворческий процесс по всем направлениям: на ближайшей сессии депутатам предстоит рассмотреть ряд законопроектов, создающих более благоприятные условия для субъектов хозяйствования и предприятий всех форм собственности. Особо можно выделить работу над проектом Инвестиционного кодекса, а вскоре депутатам предстоит принять два важных закона о ратификации Соглашения между Беларусью и Россией о введении единой денежной единицы и формированию единого эмиссионного центра Союзного государства и соглашения между правительствами, Национальным банком Беларуси и Центробанком России о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы.

В Палате представителей готовы к рассмотрению проекты о внесении изменений и дополнений в ряд действующих законов. Надо отметить, что это тоже одна из форм унификации законодательства, так как работу над всеми нововведениями разработчики тщательно координируют с российскими коллегами.

В настоящее время граждане наших государств обладают практически равными правами в области социального страхования и социального обеспечения, предоставления льгот и гарантий ветеранам войны и труда. В Беларуси и России действуют одинаковые условия для предоставления гражданам пенсий по возрасту и инвалидности. Проводится значительная работа по сближению уровня социальных гарантий гражданам: равные условия в получении образования, медицинской помощи, возможность жить в том регионе России или Беларуси, где им удобнее.

Конечно же, это наиболее сложные для нас вопросы - реформирование пенсионного законодательства и социальной сферы. Это самые болезненные вопросы для всех слоев населения, и их решение является индикатором эффективности строительства Союзного государства.

На прошедшем 30 ноября в Минске заседании Высшего Госсовета его Председатель Президент Александр Лукашенко подчеркнул, что юридическая база для создания равных социальных прав и гарантий для граждан Беларуси и России есть. Теперь важно наполнить юридические гарантии реальным смыслом. Надо сказать, что исполнительная и законодательная власть работают в этом направлении в тесной связке.

Но было бы неправильно думать, что сегодня национальные парламенты в своей работе по союзному госстроительству замыкаются только на законотворчестве. В течение последних двух месяцев в Санкт-Петербурге и Минске прошли две международные научно-практические конференции, посвященные перспективам интеграции и проблемам строительства и развития Союзного государства. Обе конференции подготовлены при содействии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, активное участие в них приняли парламентарии обеих стран: депутаты по роду своей деятельности в своей информированности, политической интуиции, способности к анализу экономических и социальных тенденций должны стремиться хотя бы на шаг опережать общество. Ведь одно дело законодательно закреплять уже сложившиеся отношения и, естественно, запаздывать, и другое - создавать юридические предпосылки и условия для эффективных экономических отношений и социальных гарантий. Это идеальный подход к парламентской деятельности, и мы к этому стремимся.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter