«Иностранка» по заказу…

«Обработка» туриста: Так чего же вы тупите, пойдемте быстрее!

Рассказ о том, как я «меняла» гражданство

К «волкам» в овечьей шкуре

…Итак, поезд Санкт-Петербург—Гродно прибывает в Витебск в 7.30. Именно этим поездом приезжает в наши санатории наибольшее количество отдыхающих с Ленинградского направления. Тех туристов, на кого, соперничая друг с другом, и охотятся обнаглевшие нелегальные извозчики, о которых чуть раньше рассказывала наша газета («Бизнес» на вокзале», № 203 за 25 октября 2012 года). Официальных реагирований на этот материал мы, к сожалению, не дождались, и сегодня в роли наивной российской туристки по заданию редакции выступаю я сама.

Каково оно — оказаться одному в чужом городе, пусть и в братской, но чужой стране? На форумах в Интернете предыдущая публикация активно обсуждалась пользователями, но мнения последних явно разделились. И меня, честно говоря, смутила обобщенная реакция: так им, мол, и надо. Разве нас, белорусов, в чужих странах не дурят? Разве нелегалов там меньше? А то захотели иностранцы отдохнуть в белорусских здравницах чуть ли не за бесплатно, да еще и на халяву на такси проехать. Кстати, в ходе дальнейшего расследования, как ни странно, подобные мнения проскальзывали также в словах должностных лиц, представляющих некоторые службы и ведомства. При этом как-то забывалось, что те же российские туристы везут в нашу страну немаленькие валютные суммы. Что наши санатории благодаря им (стоимость путевок для зарубежных гостей намного выше) значительно повышают рентабельность своей работы и получают возможность улучшать материально-техническую базу, качество обслуживания. Что слава о Беларуси туристической влияет в целом на имидж страны. Одним словом, в данном случае срабатывает местечковый эгоизм, который даже близко не стоял со здоровым патриотизмом, национальной гордостью да и просто человеческим гостеприимством.

Что ж, давайте вместе поищем ответ на вопрос, легко ли приезжему человеку сориентироваться в незнакомой обстановке, избежать обмана и лишних трат? К утренней «спецоперации» (в этот день как раз ожидается массовый заезд отдыхающих в Лепельский военный санаторий) готовлюсь тщательно: и морально, и технически. Для внушительности кладу в дорожную сумку две диванные подушки. Нужный объем получен, теперь только остается делать вид «непосильной тяжести». На перрон пробиваюсь как можно незаметнее, уже на месте «меняю имидж»: вместо шапки — капюшон, ремень, пальто — прочь. Придаем бесформенность образу «безвозрастной» дамы. В карман — диктофон, на нос — очки для чтения, на шею — ярко-красный шарфик. Нужно быть заметнее… И вот долгожданный поезд прибывает, но затесаться в основную массу приехавших пассажиров я не успеваю, ведь до сих пор, избегая острых взглядов «охотников», была вынуждена скрываться в конце перрона. Тем не менее и на мою персону находятся желающие...

Все валюты хороши, цены — одинаковы…

Не успела стать на нижнюю ступеньку переходного моста — первое предложение. Мужчина лет пятидесяти интересуется, куда ехать. За две тысячи российских готов довезти до вышеупомянутого санатория, охотно консультирует, где можно поменять деньги, и даже показывает дорогу к обменникам, ненавязчиво сопровождая «путешественницу». Причину такой дипломатичности пойму чуть позже: как оказалось, ни один пункт обмена валюты в это время не работает, и на первом этаже вокзала, и на втором — технологические перерывы как раз во время прибытия экспресса из Санкт-Петербурга. А потому и мой спутник был уверен, что я никуда из его «гостеприимных» лап не денусь. Между делом прислушиваюсь к голосу диктора. Громкоговоритель еще до прихода состава успел предупредить, что обмен валюты у случайных лиц опасен. Но где и у кого можно обменять деньги безопасно здесь и прямо сейчас, увы, молчит.

Воспользовавшись моментом, тихонько отрываюсь от «провожатого» и направляюсь к рядом расположенному автовокзалу. Озираясь по сторонам, делаю вид явно растерявшейся чужестранки. Меня тут же перехватывает невысокий черноволосый мужчина. Включаю диктофон. Уже более настойчивый агитатор требует те же две тысячи российских, тут же «конвертирует» сумму в 520 тысяч белорусских. В ответ на мой вопрос без тени смущения в глазах врет, что на государственном транспорте это будет стоить всего лишь тысяч на 40—50 дешевле. Но зато он подвезет меня прямо к санаторию, и мне не придется идти два километра пешком (явно приврал!). Ссылаюсь на то, что не могу принимать быстрых решений, нужно изучить обстановку, проанализировать ситуацию, поменять деньги.

— Здесь не поменяете! Все закрыто, — просвещает таксист. — Давайте по дороге в санаторий подвезу в город. Там, где у нас «Славянский базар» проходит, есть круглосуточный обменник. Далеко ли ехать до «Славянского базара»? Направо до светофора, потом налево, потом еще пару раз налево и километра три вперед…

Мне смешно от описываемого «кругосветного» маршрута, ведь речь идет о трех троллейбусных остановках, но я сдерживаюсь. А водитель в этот момент уточняет: какую сумму я хочу обменять? Даю неопределенный ответ: так, чтобы на проезд да на первое время хватило…

«Одним словом, тысяч пять?» — настойчиво конкретизирует «экскурсовод». А я отстраненно киваю головой, упрямо держа путь к кассам…

Для вида подхожу к кассиру, которая доброжелательно объясняет мне, где находится Лепель, оглашает стоимость билета (34 тысячи рублей) и торопит с обменом денег, так как автобус скоро уходит. Благодарю и отправляюсь вновь в сторону железнодорожного вокзала, якобы менять валюту, а на самом деле — заканчивать «спецоперацию». Но не тут-то было…

«И только вас ждали…»

Оказывается, самое интересное еще впереди и я совсем напрасно убрала диктофон подальше. Выход главного действующего героя этой «вокзальной сцены» откладывался на финал корпоративного спектакля, устроенного мне извозчиками. На пустынном тротуаре откуда ни возьмись появляется симпатичный, прилично одетый персонаж. Незнакомый светловолосый молодой мужчина (только галстука не хватает), как танк, бросается мне наперерез и, не давая времени на раздумья, берет в оборот:

— Ну, где же вы ходите?! Заждались уже все! Только ваше место пустует!

Я, честно признаюсь, от неожиданности опешила:

— Кто ждет? Зачем ждет? Почему меня?

— Женщина, вы же в лепельский военный? — с готовностью продолжает он мою «легенду».

— Ну, да…

— На четырнадцать дней?

— Ага…

— Так чего же вы тупите, пойдемте быстрее! Сколько ждать можно?!

Вне сомнений, если бы мне действительно нужно было ехать в Лепель, то под таким напором я бы уже давно сидела в том самом авто, местонахождение которого, как показал воинственно штурмующий меня «конвой», на близлежащей стройке. Но, к счастью, кататься мне некогда, и потому я, лихорадочно отыскивая в бездонных карманах, как назло, куда-то пропавший диктофон, набираюсь сил сопротивляться дальше.

Нажав заветную кнопочку, настороженно интересуюсь:

— А вы что, работаете в санатории? Там уже организовали трансфер для доставки отдыхающих? Меня об этом не предупреждали…

Мужчина с готовностью успокаивает: да, он работает в санатории, встречает отдыхающих. Не верите? Хотите, прямо сейчас позвоню девочкам-менеджерам, они подтвердят? Оперирует знанием расположения корпусов и служб, обещает из рук в руки передать сотрудникам здравницы, да еще и лучший номер попросить. Деньги поменять? Нет проблем, там и поменяете, разберемся. Стоимость доставки? Всего пятьсот тысяч рублей в переводе на белорусские…

Выдержать психологический напор сложно, но я все-таки интересуюсь документами, подтверждающими отношение извозчика к работе санатория. И тут молодой человек начинает юлить: я, мол, официально там не работаю, просто живу в близлежащей Боровке и занимаюсь перевозками. Прощаюсь с нелегальным «трансфером» и иду дальше. За следующим углом меня поджидает тот самый невысокий черноволосый, который хотел к «Славянскому базару» везти через Чукотку. Он уже готов прямо здесь обменять мне нужную сумму российских рублей на белорусские и доставить к месту назначения «в лучшем виде» не за две тысячи, а в «два раза дешевле, ну и чуть-чуть на бензин… Копейки, одним словом». После настойчивых просьб уточнить сумму «копеек» и упрямого нежелания называть конкретные цифры выясняется, что «вдвое дешевле» — это 400 тысяч рублей. То есть уже не в 15 раз выше государственной цены, а всего в 12. Он рассказал, что бывает в санатории ежедневно, иногда и по два раза в день, кроме Витебска, возит российских клиентов еще и в Смоленск. Вот так размах!..

Почему закон бессилен?

Итак, буквально в течение получаса меня попытались ввести в заблуждение насчет реальной стоимости проезда, расположения обменного пункта, наличия санаторного трансфера, спокойно и открыто предложили незаконно обменять российские деньги и расплатиться за проезд валютой. После учебно-познавательной «смены гражданства» по телефону я тут же связалась с начальником Лепельского военного санатория Михаилом Ляхом. Михаил Олегович подтвердил, что проблема, действительно, существует. У многих россиян от такого навязчивого «сервиса» остаются неприятные воспоминания. Вдвойне неприятно, что в организации нелегального бизнеса таксисты пытаются использовать имя самого санатория, подрывая тем самым его имидж. Лишь после приезда в здравницу и общения со своими соотечественниками, а также отдыхающими здесь белорусами иностранцы понимают, что их попросту обманули. Руководство санатория, по словам Михаила Ляха, неоднократно пыталось найти управу на нелегалов. Пока это малоэффективно. Был даже такой случай, что уже у шлагбаума здравницы водитель заходил на КПП, а по возвращении требовал «добавку» — за въезд якобы на территорию… Спрашиваю, можно ли установить сегодняшнего извозчика, который вот-вот должен подъехать.

Тут же по параллельному телефону Михаил Олегович отдает команду на КПП записывать номера всех машин, доставляющих пациентов, и соглашается с мнением, что кроме подвоза убывающих-приезжающих из санатория в Лепель и обратно пришло время подумать о регулярном трансфере в Витебск. Особенно в дни массовых заездов. Соответствующее объявление в ближайшее время будет размещено на сайте санатория, информацию направят в адрес официальных партнеров, занимающихся реализацией путевок.

Кстати, после звонка начальнику Лепельского РОВД, который я сделала после беседы с Михаилом Ляхом, «засветившийся» в глазах журналиста фальшивый «трансфер» попытались выловить на въезде в санаторий сотрудники ГАИ и налоговики. К сожалению, машина бесследно исчезла. Но, как ни странно, смогла доставить-таки пассажиров к месту назначения незаметно для посторонних глаз. Россияне, приехавшие на ней, судя по всему, со слов водителя знали, что с ними хотела ехать еще одна женщина, но она «начала качать права, и шофер ее не взял» (нетрудно предположить, что речь шла обо мне). Каждый из них заплатил за доставку по две тысячи российских…

По словам заместителя начальника Лепельской ИМНС Елены Томашевич, в районе на сегодняшний день по сравнению с остальными регионами насчитывается рекордное число легальных извозчиков, то есть ИП, — около 50 человек. Судя по всему, нелегалов здесь тоже предостаточно, но они умудряются в поле зрения не попадать. С начала года к ответственности за нарушение действующих правил привлечено четыре ИП, за работу без таксометров и другие мелкие нарушения с них взыскано около 4 миллионов штрафа и доначислено в бюджет 200 тысяч рублей налогов. Согласитесь, цифры просто смешные, если учитывать скрытый нелегалами от государства незаконный доход.

Что ж, давайте проведем несложные расчеты. Сколько имеет нелегальный таксист, хотя бы дважды в месяц скромно доставляющий в Лепель по шесть человек? Шесть миллионов рублей! Согласитесь, неплохая зарплата. Без налогов, без трудовых распорядков, в сильной корпоративной команде поддерживающих друг друга таких же беззаконников. Да, нелегалов регулярно пугают, но… И последние тоже не без зубов, они изучили лояльность законодательства и нагло им пользуются. Витебские нелегалы уже писали жалобы и на начальника автовокзала, и на руководителя транспортной милиции. В Полоцке «тайных покупателей» — девушку (налогового инспектора) и сотрудника ОВДТ после предъявления ими служебных удостоверений разъяренный таксист чуть не довел до сердечного приступа: на скорости 120 километров в час стал колесить по городу без остановки. Если бы пассажирка была без спутника, беды бы не избежать. В итоге пообещали отпустить «с миром», только чтобы притормозил. Впоследствии ему предъявили обвинение в неповиновении правоохранительным органам. Аналогичный случай был и на минской трассе, где в итоге таксист съел «контрольные» деньги…

По большому счету, в одиночку бороться с таксистами-нелегалами сегодня бессильны и налоговики, и милиция, и транспортная инспекция. Нужна координация действий, а это уже огромная аудитория «посвященных», солидное время на подготовку, немаленькие суммы на так называемую «контрольную закупку». И при всем этом впервые замеченному нарушителю можно вынести лишь предупреждение. С начала года, кстати, у нелегалов, как сообщил заместитель председателя Хозяйственного суда Витебской области Сергей Ковалев, не было конфисковано ни одного автомобиля — налоговики не всегда могут ходатайствовать о принятии подобных решений. В итоге средства незаконного обогащения остаются у своих владельцев, которые и продолжают развивать «бизнес».

Штрафы их не остановят…

Дальнейшее изучение проблемы показало, что бороться с нелегальным извозом бесполезно, если не ликвидировать «ниши», способствующие его распространению. На днях, как сообщил начальник Витебского отдела внутренних дел на транспорте Сергей Стельмах, сотрудники милиции повторно задержали одного из «подпольщиков», доставляющих российских отдыхающих в Летцы. Всего с начала года на совместном счету отдела и налоговиков — шесть нелегальных извозчиков, свыше 20 «валютчиков», у которых конфисковано порядка 66 миллионов белорусских рублей. Ответственность последних, опять же, смягчена: у них можно изъять не все содержимое портмоне и карманов, а только сумму сделки. Меняет человек, скажем, тысячу российских, вот их и забирают, а то, что у самодеятельного банкира в загашнике еще 50 тысяч России или масса долларов, — это неприкасаемый запас.

В заключение остается задать вопрос: кому это выгодно? Кому нужно, чтобы обменные пункты закрывались на перерыв именно во время прихода поезда из Санкт-Петербурга и гости нашей страны были вынуждены стоять в очередях, стараясь законно обменять валюту? Кому выгодно, чтобы нелегальные такси отбивали хлеб у официальных перевозчиков? Разве не могут забрать эти деньги сами санатории и тем самым нарастить экспорт услуг? Кому выгодно, чтобы отдыхающие в наших здравницах писали жалобы и рассказывали потом своим соотечественникам о расцвете в Беларуси нелегального извоза? Кстати, в настоящее время сотрудники придвинской милиции разбираются с заявлением жительницы города Апрелевка Московской области. Мне удалось связаться с 32-летней Еленой Малышевой, которая уже через два дня после заезда далеко не с лучшими чувствами покинула ушачский санаторий «Лесные озера». Дорогу в здравницу она, вне сомнений, запомнит на всю жизнь. Договариваясь с таксистом о цене, женщина имела в виду белорусские деньги, полочанин — российские. Когда прибыли к месту назначения, разногласия выяснились, разгорелся конфликт, и в качестве мести водитель-нелегал повез россиянку обратно в Полоцк. Специально не довез километров 20 до города и высадил в чистом поле. К здравнице Елена не имеет претензий, но отдыхать в Беларуси больше не будет и никому не посоветует…

На снимке: вокзал — лакомое местечко для нелегалов.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter