МАЗ останавит свой конвейер на неделю

Иногда надо делать остановку

МАЗ вынужденно останавливает свой конвейер на всю следующую неделю
Cитуацию в промышленности вряд ли можно назвать штатной. Проблемы у основных экономических партнеров подобно эффекту домино вызвали сложности и у белорусских предприятий. Где-нибудь на заводе Volvo или MAN такие моменты разрулили бы просто — оставили бы пару тысяч работников за проходной с выходным пособием. Наши производственники в качестве основного сценария выбирают такой: переводят рабочих на неполную рабочую неделю с уменьшением зарплат либо отправляют их в непродолжительные вынужденные отпуска. О таких «каникулах» накануне сообщили на Минском автозаводе — предприятие вынужденно останавливает свой конвейер на всю следующую неделю.



Негласная причина остановки — нехватка некоторых комплектующих для сборки. Хотя понятно, что передышка имеет цель более приземленную: установить гибкую политику производства, чтобы не работать на склад. Отдыхать в эти дни придется только рабочим. Администрация, маркетинговые службы и отделы продаж будут работать в прежнем режиме — торговля должна продолжаться, несмотря ни на что. Передышку себе не смогут позволить и те работники предприятия, которые задействованы на производстве автобусной техники. В отличие от выпускающих грузовые автомобили, они завалены работой чуть ли не на несколько лет вперед.

Сотрудники МАЗа к вынужденному простою относятся на удивление спокойно. Хотя лучше применить другое слово — с пониманием.

— Однозначно говорить о том, что мы с начала года плотно перешли на четырехдневку нельзя: было пару недель, когда работали в прежнем режиме, — признается работник завода Николай Агафонов. — Да, зарплаты кому-то уменьшили, но говорить о том, что вдруг все мы стали получать намного меньше, я бы поостерегся. Недавно озвучили приятную новость: могут вернуть так называемую прогрессивку, хотя вряд ли она будет прежней, скорее всего 10 — 15 процентов.

В Минпроме о проблемах МАЗа и других предприятий отрасли знают, но только разводят руками: решение об остановке конвейера заводы всегда принимают самостоятельно, исходя из своих объемов производства и величины складских запасов. Ведомство в таком случае им не указ...

О том, насколько у МАЗа все печально со сбытом продукции на внешних рынках, говорит одна-единственная цифра: по итогам января на экспорте предприятие заработало всего 10 млн. долларов. Это на 40 процентов меньше, чем в начале 2014-го. Причина все та же — резкое сворачивание рынка сбыта в России. Именно он долгое время считался для минского предприятия приоритетным. Но наложилось друг на друга множество форс-мажоров: мировой кризис, девальвация российского рубля, вступление нашей восточной соседки в ВТО, введение утиль-сбора. Так что ожидать, что в ближайшее время ситуация резко улучшится, не приходится. Даже КамАЗ — главный конкурент Минского автозавода в России — сейчас работает четыре дня в неделю и жалуется на резкое снижение продаж своей техники.

Впрочем, на МАЗе смотрят на ситуацию с оптимизмом. Говорят, уже приносит свои плоды диверсификация экспорта. Хорошая новость накануне пришла из Туркменистана, где с рабочим визитом находились председатель Совета Республики Михаил Мясникович и вице-премьер Анатолий Калинин. В эту страну минское предприятие в ближайшие дни отгрузит 550 единиц своей техники. В общем масштабе производства не так много, но, в принципе, достаточно для того, чтобы сказать: склады начинают разгружаться.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter