Инициатива

Театр - территория любви В конце прошлого года Купаловский театр выпустил в большое плавание спектакль по пьесе Андрея Курейчика "Потерянный рай".
Театр - территория любви

В конце прошлого года Купаловский театр выпустил в большое плавание спектакль по пьесе Андрея Курейчика "Потерянный рай". Эту премьеру ждали. Передавая из рук в руки еще нигде не изданные пьесы молодого драматурга, знатоки театра восхищались: "Курейчик - надежда нашей сцены". И ругали: "Выскочка, авантюрист, пиарщик". Ситуация вокруг Курейчика действительно сложилась пикантная: все слышали о плодовитом таланте, но мало кто видел результат. Сам же неугомонный автор десятков пьес не только лоббирует свои драмы в самых престижных театрах Москвы, но и ведет активную социальную жизнь в Минске: читатели "СБ", вероятно, помнят полемику об отечественном литературном процессе, бесстрашно начатую Андреем Курейчиком, за которую в кулуарах ему ох как не поздоровилось.

Словом, имя Курейчика на слуху. Увы, сенсации из премьеры Купаловского театра не случилось. Режиссер, как нам кажется, не смог из интересной пьесы сделать интересный спектакль. Итак, первый шар мимо? Однако это не смутило молодого автора. Напротив. Продуктом его буйного социального темперамента на этот раз стал новый театральный проект - создание белорусского Центра драматургии и режиссуры. Итак, передаем слово самому Курейчику. Здравомыслящие да услышат. Желающие позлословить - ликуйте. Талантливые и честолюбивые - присоединяйтесь! Состояние современного белорусского театра по объективным причинам нельзя считать удовлетворительным. Белорусские спектакли почти не представляются на крупных европейских и международных фестивалях, гастрольная деятельность сведена к минимуму. Думаю, многие согласятся с печальным фактом - Беларусь прочно ассоциируется с театральной провинцией. Несмотря на богатые традиции и высокие достижения в прошлом, белорусский театр отстает по уровню своего развития от своих основных конкурентов: польского, литовского и российского театров. Эти слабость и отставание связаны прежде всего с тем, что белорусский театр неохотнее других осваивает новые театральные технологии, идет на эксперименты и поиск новых форм и идей. Это ведет к деградации и изоляции Беларуси в сфере сценического искусства, окончательному оттеснению белорусских театров с ведущих театральных рынков и дальнейшему снижению театрального вкуса.

Изменить сложившуюся ситуацию и переломить негативные тенденции можно. Для этого необходимо привлекать к процессу молодые силы. Несмотря на то, что Белорусская академия искусств и университет культуры регулярно выпускают целые курсы театральных режиссеров, примеры привлечения к работе в театрах режиссеров моложе 35 - 40 лет единичны. Штатных же режиссеров до 35 лет почти нет. С другой стороны, финансовое положение театров не позволяет обеспечить занятостью мэтров режиссуры, которые, естественно, имеют приоритет перед новичками. Директора крупных театров обязаны обеспечивать максимальный уровень посещаемости (так называемый "план по зрителю") и бережно расходовать выделяемые государством материальные средства. Поэтому они предпочитают избегать "рискованных" спектаклей, выбирая хоть и более традиционных, но зато проверенных с точки зрения зрительского интереса режиссеров и драматургов.

В этих условиях экспериментальное молодое искусство просто не может случиться на белорусской сцене, так как поиск не предполагает немедленной отдачи или зрительского успеха.

Все это говорит о назревшей необходимости создания специальной сценической площадки, которая бы имела своей целью вовлечение в театральное творчество начинающих режиссеров, драматургов, сценографов и создание принципиально новых театральных форм и технологий. Практика мирового театра давно привела к созданию специализированных театральных учреждений - центров или мастерских драматургии и режиссуры, где исследовательская и педагогическая сторона театрального искусства превалирует над развлекательной.

Центр драматургии и режиссуры задуман как территория свободного творчества, где любые формы цензуры запрещены. Где администрация центра или чиновники не могли бы вмешиваться в творческий процесс. Для этого необходимы собственная сценическая площадка и небольшой зрительный зал.

Финансирование центра должно осуществляться на паритетных началах государством и негосударственными организациями: театральными фондами и ассоциациями, спонсорами и меценатами. Основная форма участия государства в создании центра может заключаться в предоставлении помещения, пригодного для работы. Все остальные формы финансирования не должны ложиться на государственные плечи. Призываем всех, кому небезразлична судьба белорусского театра, объединять свои усилия. Молодые драматурги, актеры, режиссеры, мы можем рассчитывать только сами на себя. А вместе, я уверен, у нас получится.

P.S. "СБ" будет знакомить своих читателей с ходом реализации этого проекта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter