Индивидуальный подвох

О том, как вводят в заблуждение частные предприниматели...

Мы почти не удивляемся, когда обнаруживаем ошибку в кассовом чеке явно не в убыток продавцу, надувательство на распродажах, меньшую, чем обещает меню, порцию горячего в ресторане. «И то, что можно обмануть снова и снова, внушает мне оптимизм», — улыбался когда–то Ежи Лец. А если серьезно? Поговорим о том, как иногда нас, мягко говоря, вводят в заблуждение частные предприниматели.


По рукам?


Не самый плохой вариант, когда вам представили хоть какой–то договор. Даже «ущербный». Но ведь бывает и так: находит человек в рекламном издании телефон какого–то мастера, договаривается о предстоящем фронте работ. Причем только на словах. Платит аванс, а исполнитель, сделав в лучшем случае половину заявленного, умывает руки. «Подобное нередко случается в сфере строительно–отделочных работ. И судиться, что–то доказывая в таких случаях, крайне сложно. Потому что договоренность между людьми была исключительно устная. Хозяин утверждает, что предприниматель выполнил не весь объем работ. Тот, в свою очередь, бьет себя в грудь: дескать, все, как договаривались. И тут основная проблема — доказать, кто и какие услуги оказывал», — подтверждает юрист Минского общества потребителей Наталья Карп.


Или другое. Мастер выполнил работу «от и до», но не подписал никакого документа, подтверждающего исполнение. Положил плитку, а она через три дня опала, как осенние листья. «Спрашиваю у потребителей, есть ли на руках документ о сделке? Ответ у всех один: «А он мне ничего не дал». Но это не он не дал, а вы ничего не взяли. Не побеспокоились о том, чтобы хоть как–то обезопасить себя от возможных неприятностей», — комментирует юрист МОП.


Резюме. Забыли подписать договор — готовьтесь к моральным и финансовым потерям.


Карман шире


Дальше еще интереснее. Это уже из разряда «401–й честный способ отнятия денег у граждан». Если можно воспользоваться тем, что вы не специалист в какой–то области, тут у «активных и находчивых» сундук полон идей. Свежий пример. «Девушка купила дорогой ноутбук, а через две недели сломался USB–разъем. Пустяк, но неприятно. Она обращается в сервисный центр (кстати, единственный в Минске, по сути, выбора нет — «стучитесь в одни двери»), уполномоченный продавцом на обслуживание данной модели. Там ее ошарашивают, сообщая, что у ноутбука механическое повреждение материнской платы. Стоимость замены — 1.722.000 рублей, — рассказывает эту показательную историю Наталья Карп. — Хорошо, что покупательница не поторопилась выбросить деньги, а обратилась за проведением независимой экспертизы. Оказалось, компьютер технически исправен. Нет никаких серьезных повреждений. Но наказать за обман, само собой, желание осталось. Мы взяли заключение об итоге экспертизы и подали иск в суд на предпринимателя, требуя те же 1.722.000 рублей в качестве возмещения морального вреда».


Резюме. Не хватает специальных знаний, чтобы разобраться в цене вопроса, — обращайтесь к экспертам, которые дадут точное заключение. Полный перечень таких специалистов и оказываемых ими услуг найдете на официальном сайте Министерства юстиции — www.minjust.by.


Буква закона


Еще один важный акцент: при составлении договора нередко предприниматель устанавливает на порядок меньшую меру ответственности, чем предусмотрено законом. Выходит так, что потребитель «везде должен».


Скажем, почти всегда указывается меньший процент выплаты неустойки за каждый просроченный день выполнения обязательств. Обычно в договоре стоят ничтожные цифры, что–то около 0,03, а то и 0,005 от суммы услуги. Меж тем законом определен 1 процент. И при солидных суммах договора в случае большой временной заминки по неустойке можно получить весомую компенсацию. В конце концов, время — деньги!


Резюме.  «Условия договора, ограничивающие права потребителя, заявленные законом о защите прав потребителя, считаются ничтожными» (ст. 19), то есть не имеют юридической силы. А потому отстаивайте свои права.


Защищайтесь!


Итак, вы недовольны. Есть объективные претензии к качеству предоставленного товара или услуги. Что делать? Законом предусмотрено несколько вариантов.


Первый — письменно обратиться к организации или ИП с указанием требования по конкретной претензии. Вам обязаны ответить в установленный законом срок — до одного месяца (удовлетворить требование о возврате денег — в течение 7 дней, устранить недостатки — в течение 14 дней). Запомните, что факт телефонного звонка не является доказательством обращения. Можете набирать какой–то номер даже 20 раз, после в суде представить распечатку телефонных звонков, но ведь неизвестно, с кем вы говорили, по какому вопросу и о чем именно. Потому оформляйте свою претензию в письменном виде. Если у вас нет координат индивидуального предпринимателя, обратитесь в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (г. Минск, ул. Кальварийская, 1), вам дадут полную информацию.


Второй способ — известная всем книга замечаний и предложений. «Только изливайте туда не праведный гнев, а конкретные обстоятельства дела, — советует Наталья Карп. — Порой историю в лицах пишут чуть не до конца книги, а конкретных требований нет вообще. Поэтому: обстоятельно, четко и по делу. Главное — заявить, что в итоге вы ожидаете. Хочу обратить внимание на «интересный» ход, который используют некоторые автомобильные дилеры и СТО. Книгу замечаний и предложений они устанавливают в холле в... электронном виде. Люди понятия не имеют, что это исключительно личная выдумка. Как только вы внесете свои претензии, через полминуты их удалят».


Справка «СБ»


Запутались в трех страницах договора, который вам представил индивидуальный предприниматель? Кажется, одна формулировка противоречит другой? Звоните на «горячую линию» Минского общества потребителей по телефону 226–72–90. Юристы оперативно и бесплатно проконсультируют по всем неясным и спорным вопросам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter