Минсельхоз России предложил урезать госзакупки импортного продовольствия ради своего и белорусского

Импортозамещение с белорусским акцентом

Минсельхоз России предложил урезать  госзакупки импортного продовольствия ради своего и белорусского
Хорошая новость для наших сельхозпроизводителей пришла от соседей накануне 20-летия Дня единения народов Беларуси и России. Минсельхоз России внес в правительство проект постановления, которым предусматривается сократить импорт в сфере госзакупок продуктов питания. Предпочтение отдадут производителям из стран ЕАЭС.


Полтора года назад белорусские сельхозпроизводители уже испытывали некоторое трепетное волнение и предвкушение: когда соседи ввели продовольственное эмбарго, перед нашими предприятиями открылись большие и «вкусные» перспективы. Сейчас ситуация практически повторяется. В список, по которому могут ограничить закупки, попали 23 наименования: рыбная и мясо-молочная продукция, рис, соль, сахар. Сельскохозяйственное ведомство предлагает использовать правило «третьего лишнего». То есть если в тендере участвуют компании из государства ЕАЭС и третьих стран, предпочтение отдадут первым, а это уже повод для того, чтобы рассчитывать на будущие барыши. 

По мнению министра сельского хозяйства России Александра Ткачева, это позволит установить гарантированный рынок сбыта и обеспечит сохранение внутренней конкуренции среди производителей наших стран. Кроме того, в ведомстве убеждены: на просторах ЕАЭС выпускается продукция не хуже импортной и в достаточных объемах. Комментируя документ, Ткачев упомянул и вероятное использование мощностей белорусских предприятий, и то, что по дефицитным для российского рынка позициям (молочной продукции, фруктам, овощам) «возможность отработать всегда дается белорусским коллегам».

О том, как к подобной инициативе отнеслись у нас, мы поговорили с Алексеем Мелещеней, директором Института мясо-молочной промышленности:

— Если речь идет о давальческих заказах, которые, возможно, подразумевал министр сельского хозяйства России, то здесь ситуация такая. Наши мясные переработчики вряд ли смогут нарастить объем выпуска более чем на 10—15% к уровню существующего. Что касается молочной продукции, соседи сегодня при их количестве производств испытывают дефицит сырья. Так что везти к нам будет особо нечего. Вероятно, все же имеется в виду возможность покупать больше объемов наших продуктов. Резервы для этого есть: даже цифры за прошлый год демонстрируют значительный прирост экспорта в натуральном выражении. 

Специалист также напомнил, что перед производителями стоит задача диверсифицировать экспортные потоки. Правда, не стоит ожидать, что уровень поставок в Россию с цифры 95% резко сократится, например, до 50%. Дело в том, что по-прежнему основным фактором выбора рынка сбыта является конечная цена. Так, китайские покупатели готовы предложить за нашу молочную продукцию цену на 40% ниже, чем российские партнеры. При этом Алексей Мелещеня вспоминает, как, подводя итоги первого года действия российского продовольственного эмбарго, белорусские производители сетовали на «недополученную» прибыль: 

— Так происходит потому, что мы привыкли все переводить в доллары. Наши партнеры так никогда не делают — если есть цена в рублях, то без разницы, сколько этот доллар стоит. Сегодня национальная валюта России укрепилась, так что белорусские производители чувствуют себя стабильно, многие из них заключают как раз рублевые контракты.

А вот на вопрос, получим ли мы финансовую выгоду от роста экспорта мясо-молочной продукции соседям, эксперт не торопится делать прогнозы. Дело в том, что по сравнению с пиковыми 2013—2014 годами мировые цены на молоко опустились. И надежд на то, что в ближайшее время они вырастут, пока, увы, нет.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter