Имена и собственность

Из 342 предприятий АПК Витебской области 284 в соответствии с Гражданским кодексом уже изменили форму собственности.
Из 342 предприятий АПК Витебской области 284 в соответствии с Гражданским кодексом уже изменили форму собственности. Кроме того, за последние 3 года большинство бывших колхозов и совхозов сменили и прежние названия. Принесла ли кампания по тотальному переименованию хозяйств реальную пользу, что в ее ходе было приобретено, а что утеряно? Искать ответы на эти вопросы я решил в одном из типичных хозяйств Витебского района.

"Полудетское" решение

...Несколько дней пытался дозвониться до правления СПК "Полудетки". Позже выяснилось, что телефоны там были отключены за неуплату. "Телефоны - это что! - сетует председатель СПК Иван Ануфриев. - Из-за того, что вовремя не можем рассчитаться за электроэнергию, у нас обесточили транспортеры, удаляющие навоз с фермы. Если в ближайшее время ситуация не изменится, доярки просто-напросто "поплывут".

В такое вот нелегкое время застал я руководителя в общем-то крепкого хозяйства, состоящего из 5 деревень, имеющего 2 молочные фермы и 1.855 гектаров сельхозугодий.

Раньше колхоз, где Иван Владимирович Ануфриев председательствует с 1975 года, назывался "Память Ленина". Однако в прошлом году с именем вождя мирового пролетариата здесь расстались: на общем собрании, где обсуждался вопрос об изменении формы собственности, решили не мудрить, а взять за основу название центральной усадьбы бывшего колхоза. Чтобы внести изменения в устав, сменить бланки и печати, перерегистрировать транспорт, пришлось истратить около миллиона рублей. Причем к оформлению лицензий на некоторые виды деятельности в "Полудетках" еще и не приступали.

Повод задуматься

К слову, хозяйств, использующих в своих названиях "революционную" тематику, на Витебщине практически не осталось. Фамилии Энгельса, Ленина, Крупской, Дзержинского (а вместе с ними и напоминание о ХХ и XXI съездах КПСС) исчезли с придорожных указателей.

Волну некоторых переименований еще как-то можно объяснить. Но чем "провинился", к примеру, Черняховский, который, кстати, в 1944-м освобождал Витебск и Оршу? "Не повезло" и Маяковскому, Чкалову, даже Гагарину...

Логично было бы предположить, что накануне празднования юбилеев 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Великой Победы героев войны должны повсеместно вспоминать и прославлять... Ан нет! Имена Антона Сипко, Петра Юхновца, Василия Осененко, Константина Заслонова исключаются из названий сельхозпредприятий в Шумилинском, Докшицком, Поставском, Бешенковичском и Браславском районах. Подобные вещи по меньшей мере заставляют задуматься...

Доватор не сдается

..."А изменилось ли что-то после превращения колхоза в СПК?" - интересуюсь я у руководителя "Полудеток" И.Ануфриева. "Кроме смены вывески, ничего, - признается председатель. - Госзаказ как был, так и остался. "Живых" денег мы не видим. Если нашу продукцию можно забрать без предоплаты, то за зерно порой заводы рассчитываются и через полгода..."

Получается, новое название (или новая форма собственности) само по себе не гарантирует внедрения в хозяйстве передовых методов, современной техники и достаточных финансовых вливаний. А вот непочтительное обращение со своим историческим наследием, с памятью о героях, людях заслуженных и уважаемых вызывает только отрицательные эмоции. В первую очередь у их соратников и земляков.

Кстати, в "эпопее" с переименованиями есть все же факты, выбивающиеся из общей канвы. Например, в названии одного из хозяйств Шарковщинского района удалось сохранить имя Льва Доватора. На общем собрании встал механизатор и заявил, что не считает нужным предавать забвению земляка, легендарного боевого командира... Так что теперь СПК носит название "Доваторский".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter