Ведущая телепрограммы «Открытый разговор» Илона ВОЛЫНЕЦ о первых победах в новом проекте

Илона ВОЛЫНЕЦ: Мы поможем найти управу на самого хитрого нанимателя

НА телеканале СТВ стартовал новый проект. Его автор и ведущая Илона ВОЛЫНЕЦ приглашает на свой «Открытый разговор» всех тех, кто оказался в непростой ситуации, связанной с условиями труда, законодательством в этой сфере, и экспертов, способных дать дельный совет. Пожалуй, смысл названия программы для Илоны — кредо в профессии и по жизни. Вот и в эксклюзивном интервью «СГ» она предстала человеком открытым, но и в чем-то перфекционистом.


— Илона, премьера вашей программы «Открытый разговор» состоялась два месяца назад. Есть успех?

— Несмотря на то что проект в эфире не так долго, надеюсь, он уже стал для телезрителей своеобразным путеводителем на просторах трудового законодательства. На примере реальных героев мы уже успели рассказать, что делать, если произошла производственная травма, неожиданно не продлили контракт, или как быть, когда условия труда угрожают здоровью и даже жизни. Это сегодня рейтинговая тема.

— Формат программы заявлялся как ток-шоу. Некоторые его элементы в ней присутствуют. Но можно ли говорить о будущем накале страстей, когда эксперты станут обсуждать злободневные вопросы с героями вашей передачи в большой студии в присутствии зрителей?

— Большая студия — не показатель рейтинга программы. Хотелось бы, чтобы проект приносил реальную пользу, а не был просто шоу с вымышленным накалом страстей. Тем более что у нас нет выдуманных историй или подставных героев. Все — реальные люди с реальными проблемами. К примеру, героиня нашей последней программы жаловалась на то, что по факту она проводит на работе 12—14 часов, а платят ей только за 8. А все из-за того, что дорогу к торговой точке от предприятия (она продавец рыбхоза) наниматель не считает за рабочее время. Мол, ты же спишь в дороге и ничего не делаешь! Этот случай мы не только обсудили в студии, но и правовые инспекторы Федерации профсоюзов окажут ей поддержку и доведут дело до конца.

— Долгое время вы работали только корреспондентом СТВ. Насколько тернистым был путь в ведущие?

— До того как стать автором и ведущей программы «Открытый разговор», я работала в разных программах на телеканале СТВ. И скажу, что лучшая школа для любого журналиста — это новости. Когда идешь на работу и не знаешь, на каких съемках окажешься, обувать резиновые сапоги или туфли на каблуках. Но главное, что именно от тебя зависит оперативность выхода материала в эфир. Сюжеты для своей программы, а также все сценарии пишу сама. Хотя тут и формат программы обязывает — общаться с экспертами по суфлеру не получится. Перед эфиром приходится консультироваться с правовыми инспекторами, разбираться в законах. Хотя юридическая подкованность не повредила еще ни одному журналисту.

— Насколько охотно люди в программе делятся своими проблемами? Одно дело, когда они говорят о прошлом месте работы, а другое — когда их начальство не в восторге от того, что выносится сор из избы…

— Бывает по-разному. Как-то мы приехали на съемки, а герои в последний момент струсили и не пришли, решили: пусть СТВ разбирается с их начальством самостоятельно. А иногда люди не стесняются говорить на камеру открыто. К примеру, в Шклове медсестра жаловалась на вредные условия труда в рентгенкабинете. Съемки проходили в присутствии главврача больницы. Зато подчиненный и руководитель выяснили все наболевшие вопросы. А до приезда съемочной группы они ни разу не общались с глазу на глаз. И поверьте, никто никого не уволил после этого.

— «Открытый разговор» — совместный проект с Федерацией профсоюзов…

— Большинство людей думает (в их числе когда-то была и я), что профсоюз — это только путевки в санатории и подарки детям к Новому году. Но, поработав с Федерацией профсоюзов вплотную, я поняла, как сильно заблуждалась. Профсоюз — это в первую очередь сильная команда! Это и правовые инспекторы, и технические, это те люди, которые порой способны даже изменить законодательство в интересах лишь одного человека. Приведу пример. Мы снимали сюжет про слепого парня из Гродно, который мечтал стать массажистом. Но из-за существующих на тот момент правил не мог пойти учиться в колледж. В итоге вместе с профсоюзами парень дошел до Министерства образования и добился внесения изменения в закон.

— Илона, вы становитесь свидетелем проблем в треугольнике «работник—право—руководитель».

— Основная проблема вот в чем: работники в большинстве своем не знают своих прав, а наниматели этим пользуются. К примеру, у человека ненормированный рабочий день и начальник заставляет его работать по выходным. А на самом деле работник вправе от этого отказаться. Мы помогаем расставить точки над «і».

Что касается нашего трудового законодательства, то на фоне некоторых других стран мы смотримся более выигрышно. Вот несколько примеров. Беларусь — социально ориентированное государство, где молодые мамы никогда не окажутся без работы. Не говоря уже про трехлетний отпуск по уходу за ребенком. У нас законодательно закреплено, что с человеком, которому до пенсии осталось два года, контракт должен быть продлен до достижения им установленного пенсионного возраста. Минимальный трудовой отпуск 24 дня, что работникам в ряде других стран даже и не снилось.

— Дайте совет, как не поддаться давлению со стороны руководства сотруднику, который решил отстаивать свои права в той или иной ситуации?

— У каждого из нас та работа, которую он заслуживает. Никто никого не заставляет соглашаться на те или иные условия труда, это же вы ставите свою подпись в трудовом договоре. Кстати, знаете, как профсоюзные правовые инспекторы изучают документы или составляют договоры? Они сразу представляют, что пришли с ними в суд. То есть учитывают каждую мелочь, вчитываются в каждое слово, написанное мелким шрифтом. Этому надо учиться и всем нам. А грамотного и уверенного в себе специалиста не обидит даже самый хитрый наниматель!

— В вашем ответе есть нотки категоричности, привычка говорить пусть жесткую, но правду.

— Все верно, потому что по жизни, если мне что-то не нравится, никогда не буду молчать и сдерживать возмущение, несогласие в себе.

— На работе вам всегда приходится отстаивать чьи-то права, быть напористой. По жизни вы тоже такая?

— Профессия, конечно, обязывает быть настойчивой, идти всегда до конца, открывать двери даже тогда, когда их перед тобой закрывают. А вообще, по жизни у меня синдром отличника. Всегда идеализировала все и хотела взять по максимуму. Я очень хорошо училась в школе, затем окончила факультет международных отношений БГУ с красным дипломом (по образованию переводчик английского и немецкого языков).

— Журналистика так затягивает, что думаешь о делах даже в свободное от работы время. Есть хобби, которые помогают отвлечься?

— Специфика нашей работы в том, что не всегда можешь планировать свою жизнь. К тому же привычные для многих людей культурно-развлекательные мероприятия часто ассоциируются с работой. Стараюсь вести активный образ жизни, люблю спорт и танцы.

v.v.korshuk@gmail.com

Фото из личного архива Илоны ВОЛЫНЕЦ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter