Просто космос
Последние несколько месяцев для учащегося средней школы № 6 Слуцка Ильи Юшкевича оказались богатыми на события. В феврале он приезжал на гранд-финал республиканского проекта «100 идей для Беларуси», а в апреле снова оказался в Минске, уже на «ТИБО-2023». Готовясь к выставке, Илья учел уроки прошлого: разработал и распечатал визитки, привез презентационные буклеты и проморолик проекта – интерактивной игры «Изучаем космос». Опыт участия в «100 идей для Беларуси» оказался для учащегося очень полезным:– Для меня это был первый серьезный конкурс. Послушал, как другие ребята представляли свои разработки, запомнил, какие советы давали им эксперты. С финала вернулся немного расстроенным (все-таки хотелось привезти диплом победителя), но мотивированным. С одноклассником уже занялись проектом для следующего сезона «100 идей для Беларуси». Уверен, конкурентам не оставим шансов.
В феврале многие гости выставки работ гранд-финалистов с интересом играли в «Изучай космос». Посетителям «ТИБО-2023» Илья также предоставил возможность протестировать его разработку и отправиться в увлекательное путешествие по Солнечной системе.
Считать эмоцию на раз-два
У стола учащегося лицея № 1 имени академика Ю. М. Островского Гродно Сергея Орсика собралось много посетителей. Им любопытно, как работает система EmotionIQ, предназначенная для анализа эмоционального состояния пользователей. Сергей поясняет:– Камера делает снимок человека у монитора. Далее изображение попадает в нейронную сеть, где хранятся тысячи снимков людей в разном настроении. Обнаруживая сходства, программа делает вывод, что юзер грустит, злится или боится. На данный момент система считывает семь эмоций.
Пока учащийся говорит, то и дело обращаю внимание на экран: интересно же, какие чувства увидела программа на моем лице. За пять минут – весь спектр: от удивления до счастья.
– В планах улучшить систему, внедрить новый алгоритм нейронной сети и выйти на широкий рынок информационных услуг, – добавляет Сергей.
Спасибо за идею, папа
Учащейся гимназии № 4 Витебска Елене Свириденко для демонстрации разработок не нужно много места и специальное оборудование – достаточно смартфона с выходом в интернет. Два года назад она создала мобильное приложение, которое позволяет дальнобойщикам вести учет дней пребывания в Шенгенской зоне, а в 2022-м задумалась об еще одном, предназначенном для фиксирования маршрута, пробега по нему, расчета примерного заработка, исходя из оплаты за километр:– На эти идеи натолкнул папа: он работает в области грузоперевозок. Оба приложения выпущены для операционной системы Android. В будущем планирую добавить в проект карты с местами, где транзитные дальнобойщики могут остановиться для отдыха и приема пищи на территории нашей страны.
Пользуются ли программы спросом? Для ответа на вопрос Лена демонстрирует количество скачиваний:
– Одну установили около 470 человек, оценка пользователей – 4,8. Для меня это очень хорошие показатели.
Все как в реальной жизни
Курсант Университета гражданской защиты МЧС и победитель 11-го сезона «100 идей для Беларуси» Игорь Гусаров включает большой монитор и запускает программу, необходимую для его проекта – тренажера для подготовки спасателей-пожарных с имитацией эффектов физических воздействий в условиях виртуальной реальности VERS. Надев специальный костюм и очки, пользователь оказывается в квартире. Его задачи – спасти пострадавших и ликвидировать возгорание, описывает ситуацию Игорь:– Костюм позволяет добиться максимального эффекта присутствия: когда вплотную приближаешься к пламени, он нагревается; если начнешь тушить горящий телевизор, подключенный к сети, ощутишь удар током – все как в реальной жизни, только в целях безопасности заряд значительно меньше.
Облегающий комбинезон черного цвета заинтересовал посетителей: подобные многие видели только на героях в боевиках, а здесь – вживую, да еще и потрогать можно. Без внимания ноу-хау Игоря не осталось и в Университете гражданской защиты МЧС: с нынешнего учебного года тренажер используют в образовательных целях. Особенно полезна разработка для первокурсников, которые получают возможность прокачать в виртуальном пространстве полученные навыки, продолжает автор:
– Костюм оснащен датчиками, фиксирующими частоту сердечных сокращений. После прохождения симуляции преподаватель видит, в какие моменты курсант испытывал наибольшие переживания.
На создание тренажера у Игоря ушло около двух лет. Работа продолжается и теперь, говорит четверокурсник:
– Сейчас симуляции может проходить только один человек, но на настоящем пожаре в одиночку спасатели не работают – задействована команда. Хочу заняться мультиплеерной версией: она даст возможность нескольким учащимся участвовать в процессе. Также в планах покупка перчаток с обратной тактильной связью. Зачем они нужны? Объясню на примере. Курсанту необходимо потушить возгорание. В реальности перед ним стоит огнетушитель, но без наполнителя, а в виртуальном мире муляж вполне себе настоящий. Перчатки позволяют его взять, выдернуть чеку, направить шланг на источник и нажать на рычаг.
shestakevich@sb.by